Консультанты из США снова собираются в Литву. Американские специалисты намерены провести среди местных чиновников инструктаж по работе в кризисных условиях, сообщает Минобороны республики. Как показывает предыдущий опыт работы литовских функционеров с заокеанскими специалистами, стабильности и безопасности региону это уж точно не прибавит.
Учения с участием американских консультантов предназначены для литовских сотрудников военного ведомства, МИД, МВД, членов Комитета Сейма по национальной безопасности и обороне, а также чиновников других специальных структур и инстанций. Во время тренировки заокеанские специалисты будут моделировать различные угрозы, включая кибернетические и информационные атаки.
Задача понятна: научить литовцев противостоять российским вызовам. Тем более что в понедельник 3 апреля эти вызовы будут снова актуализированы: Госдепартамент республики представит Сейму традиционный отчет об оценке угроз для национальной безопасности, еще раз обозначит «врагов народа», расскажет про «инструменты Кремля». Прошлые подобные отчеты на 85% были посвящены России, но немного места в них находилось и для соседей-белорусов.
Тренировать литовцев поручено специалистам вашингтонского аналитического центра Atlantic Council — фабрики антироссийских мифов и страхов, обеспечивающей и обслуживающей идеологию развития НАТО.
Сотрудничество обещает быть плодотворным: за время «перестройки» местные функционеры накопили солидный опыт работы с консультантами из США.
«Мы знаем, что в Литве, например, были консультанты — американцы, “работающие” со структурой “Департамент защиты края”, который использовал своих провокаторов для стрельбы с соседних зданий в Вильнюсе при захвате телецентра в январе 1991 года», — рассказывал «враг литовского народа», заместитель командира Группы «А» Михаил Головатов, руководивший подразделениями, задействованными на телецентре и телебашне 13 января 1991 года.
Прибалтийские гастроли американского консультанта и «крестного отца» литовских событий 1990–1991 годов Джина Шарпа давно стали притчей во языцех. «Как же вы друг друга нашли?» — вопрошала автора теории «ненасильственного свержения власти» обозреватель «Комсомольской правды» Галина Сапожникова. «Очень просто: они нас к себе пригласили», — отвечал Шарп.
В 1991 году американский консультант совершенно свободно приезжал в Москву, где учил тех же прибалтийских функционеров разваливать СССР.
«Первоначально прилетал только в Москву, побывал на двух конференциях в советской Академии наук, одна была посвящена этике ненасильственного движения, другая — его истории. У нас с собой были сигнальные экземпляры книги “Общественная оборона”, которая готовилась к изданию в Принстонском университете. Мы раздали их представителям Прибалтийских стран, которые и увезли их в свои столицы», — вспоминал Шарп. Среди таких представителей был и директор Департамента охраны края Литвы Аудрюс Буткявичюс, оказавшийся «хорошим падаваном».
«Двадцать с лишним лет назад, когда Литва боролась за независимость, мы использовали очень много техник, которые Шарп описал в своих книгах», — будет вспоминать ученик Шарпа и, в отличие от самого учителя, практик «цветных революций» Буткявичюс.
Тогда, после московских шарповских курсов, Буткявичюс отправился закреплять полученные знания на деле. Помогали специалисты. Один из них — американец литовского происхождения, капитан «зеленых беретов» Андрюс Эйве. Эйве числился экспертом по боям в городских условиях, имел опыт диверсионной работы в Афганистане и Вьетнаме.
В преддверии январских событий 1991 года Эйве появился и в Вильнюсе; разумеется, не он один. «Мы узнали о появлении Эйве так: на улице Гядиминаса в центре Вильнюса с ним нос к носу столкнулся Каспеаравичюс, наш заведующий орготделом, бывший полковник. Они встречались в Афганистане. И сразу стало ясно, кто здесь присутствует и чего можно ждать. Эйве мы не дали натворить бед. И тем не менее январские события произошли. Позднее Ландсбергис (лидер «Саюдиса», председатель Верховного совета Литвы — прим. RuBaltic.Ru) прямо признал, что американский разведчик занимался инструктажем оппозиционеров и “сыграл положительную роль”», — вспоминал в интервью журналу «Наш современник» (№5, 2006 г.) первый и последний секретарь ЦК КП Литвы Миколас Бурокявичюс.
Позже обученный американцами экс-директор Департамента охраны края Литвы Буткявичюс уже сам передавал ценные знания младшим товарищам. Работал с Березовским, планируя выборы в Грузии, Киргизии, на Украине; работал в России, консультируя оппозицию в 2013–2014 годах.
Проекты с участием литовского ученика Шарпа — украинская «оранжевая революция» 2004 года, «тюльпановая» киргизская и самая долгоиграющая по своим результатам грузинская «революция роз» — в конечном итоге провалились.
Тем не менее в деле дестабилизации постсоветского пространства Аудрюс Буткявичюс оставил заметный литовский след.
Планирует ли новая плеяда вашингтонских консультантов готовить из нынешних функционеров официального Вильнюса тьюторов и менторов для их украинских, а потенциально и белорусских «падаванов»? Сценарий учений и поставленные задачи участники узнают лишь в начале тренировки. Но только стабильности и безопасности в регионе после всех этих заокеанских консультаций для литовских чиновников едва ли прибавится.