В Ханчжоу открывается саммит G20 – встреча глав двадцати ведущих стран мира. В рамках саммита состоится встреча глав России, Германии и Франции, которые будут обсуждать Украину без участия самой Украины. «Нормандский формат» продолжает существовать, но уже без участия Киева: после скандала с украинскими диверсантами в Крыму Россия настояла на исключении Украины из «нормандского формата». Согласие западных лидеров обсуждать судьбу Украины в «нормандском формате» без участия Украины является крупной дипломатической победой Москвы и крупным политическим поражением Киева.
Саммит G20 позапрошлого года в австралийском Брисбене запомнился публичной обструкцией, которую устроили западные лидеры Владимиру Путину. Коллеги-президенты и главы правительств демонстративно игнорировали российского лидера, премьер-министр Австралии предложил Путину извиниться за малазийский «Боинг», а премьер-министр Канады отреагировал на протянутую Путиным руку фразой: «Думаю, я должен пожать вам руку, но я скажу вам только одно: убирайтесь из Украины».
Брисбенский саммит вызвал фурор у профессиональных борцов с Россией по всему миру, а в Киеве и его союзниках из Восточной Европы – особенно. «Путина сослали в дипломатическую Сибирь», – писала британская пресса о досрочно покинувшем саммит в Австралии президенте России, заявляя об устроенной в его честь кампании бойкота, что «мало кто лил слезы по поводу подобного обращения с деспотической фигурой, наносящей столь существенный ущерб интересам собственной страны как у себя дома, так и за рубежом».
Для всяческих «сдерживателей России» позапрошлый саммит G20 оказался просто праздником каким-то. Брисбен – точка невозврата! Фарш невозможно провернуть назад! Россия теперь – страна-изгой! Москву ожидает полная дипломатическая изоляция и международный бойкот, Путин больше никогда не полетит ни на какие международные встречи – испугается нового унижения, и вообще Россию теперь можно стирать с дипломатической карты мира.
Спустя всего полгода обнаружилось, что ситуация, мягко говоря, более сложная. Путин действительно никуда больше не летал, но все вдруг стали летать к Путину. Лидеры Германии и Франции, госсекретарь США, председатель Еврокомиссии – все они под аккомпанемент разговоров о полной дипломатической изоляции и международном бойкоте Кремля зачастили в Москву и Санкт-Петербург.
Год спустя после Брисбена российский президент как ни в чём не бывало появился на саммите G20 в Анталье и оказался там в центре всеобщего внимания: встреча «Большой двадцатки» проходила на фоне миграционного кризиса, терактов в Париже и антитеррористической операции России в Сирии. Говорить о превращении России в страну-изгоя на таком фоне стало совсем уже глупо.
Спустя ещё год ситуация с «мировым изгоем» на встрече «двадцатки» получается ещё интереснее.
В китайском Ханчжоу главы России, Германии и Франции обсудят ситуацию на Украине в «нормандском формате», при этом судьбу Украины будут обсуждать без самой Украины: украинскому руководству, по настоянию российской стороны, в возможности поехать на саммит G20 было отказано.
Ранее предполагалась, что в Ханчжоу для встречи в «нормандском формате» прибудет президент Украины Пётр Порошенко. Для официального Киева достигнутая договорённость об участии Порошенко в саммите G20 была большим дипломатическим успехом: у Украины чем дальше, тем меньше шансов попасть в «Группу двадцати» и участвовать в мероприятиях G20, а тут президент Украины участвовал бы в форуме глав ведущих государств и крупнейших экономик мира. Посещение Ханчжоу было бы для Порошенко не меньшим внутриполитическим козырем, чем возвращение на Украину Надежды Савченко весной этого года, и Путин оказывал украинскому лидеру большую услугу, соглашаясь встретиться с ним на саммите G20.
Но затем последовал скандал с диверсионной группой украинского Минобороны, готовившей теракты в Крыму, и Россия заявила об отказе от «нормандского формата». Во всяком случае, российское руководство больше не будет иметь никаких дел с Киевом, пока там переговорам предпочитают террор.
Какой оказалась реакция западных лидеров на ультиматум России?
Последние сперва просто проигнорировали украинские вопли о «российской агрессии и провокации», а затем пошли на выдворение Украины из «нормандского формата», предложив России продолжать переговоры по Украине в том же формате, но уже без участия президента Украины.
Потому что, как говорил Азазелло администратору Варенухе, врать не надо по телефону, хамить не надо по телефону. Главы США, Германии и Франции явно оценили всю глубину аргументации Порошенко насчёт того, что это российские пограничники и военные просто перепились и спьяну постреляли друг друга, а диверсантов украинского Минобороны, которые поехали отдыхать в Крым, российская ФСБ похитила и перевезла в Крым с территории Украины.
Украинского президента с самого начала предупреждали: честность – лучшая политика. Порошенко мог бы признаться и извиниться за то, что приказал устроить диверсии на территории Крыма, или признать, что силовики вышли из-под контроля верховного главнокомандующего и без его ведома готовили теракты в Крыму. Но президент Украины предпочёл держаться за абсолютно идиотскую и оскорбительную для тех, кому она предназначена, ложь, в которую на рациональном Западе заведомо не могли поверить (конечно, кроме Литвы, которая, впрочем, частью Запада не является).
Меркель и Олланд не смогли пойти поперёк своей внешнеполитической линии и прямо осудить Киев – по инциденту в Крыму они в конечном счёте предпочли просто отмолчаться. Однако они же недвусмысленно выразили своё изменившиеся отношение к украинскому руководству тем, что решили впредь общаться по украинскому вопросу в «нормандском формате» с Путиным, но без Порошенко. Судя по тому, что президент США Барак Обама согласился с таким вариантом и не стал настаивать на прибытии Порошенко в Ханчжоу и проведении «нормандских» переговоров по Украине строго с его участием, своё дипломатическое «фи» официальному Киеву выразили и в Вашингтоне.
Западные союзники жесточайше унизили Украину и её лидера: они фактически признали киевский режим своей марионеткой, договорившись обсуждать судьбу Украины без самой Украины.
Что касается России, то про «мирового изгоя» теперь уже не отважатся заявлять даже наевшиеся галлюциногенных грибов литовские консерваторы. Меньше чем за два года после коллективного унижения Путина в Брисбене западные партнёры перешли от обструкции и бойкота к удовлетворению требований Кремля. Россия заявила, что больше не будет ни о чём разговаривать с людьми, которые занимаются организацией терактов, и США, Германия и Франция, де-факто признав справедливость её возмущения, согласились переформатировать «нормандский формат». Продолжение переговоров с Россией для них оказалось важнее репутации Украины.
Поэтому пусть сейчас самозваные «эксперты» по России из стран «санитарного кордона» сколько угодно призывают к сохранению «европейской солидарности», продлению и ужесточению санкций и тому подобному. Ну и что? Когда разговор дойдёт и до них, старшие западные товарищи их на переговоры с Россией об их судьбе тоже не пригласят.