В Литве идут дискуссии о «наиболее выгодном» преемнике Барака Обамы на посту президента США. Для внешней политики Литвы этот вопрос носит принципиальный характер.
Не секрет, что правящие элиты страны проводят ярко выраженный атлантический курс, который в последнее время конкретизировался в лоббировании размещения на постоянной основе тяжёлого американского вооружения и военного присутствия Альянса в стране. При этом литовские политики в качестве основного аргумента используют довод о том, что Россия сама нарушила соглашение с Североатлантическим альянсом о неразмещении существенных боевых сил на территории Центральной и Восточной Европы. Министр обороны Литвы Ю. Олекас в ответ на критику МИД России планов США, «граничащих с нарушением ключевого положения Основополагающего акта Россия – НАТО от 1997 г.», заявил о том, что «нынешние решения военно-политического блока на фоне сложившейся ситуации, созданной самой Россией, являются адекватными».
По мнению главы оборонного ведомства, «соглашение предусматривало необходимые для того времени условия, однако в нём не шла речь о том, что Россия осуществит агрессию в Грузии или на Украине».
Сегодня перед литовскими властями стоит непростая задача актуализации тезиса российской региональной военной угрозы, благодаря которому удалось организовать широкую международную дискуссию об «уязвимости» страны и её слабом военном потенциале в плане противостояния внешней агрессии. Всё это позволило подготовить необходимую почву для того, чтобы в ходе саммита НАТО в Уэльсе выбить дополнительные «гарантии безопасности» в виде американского тяжёлого вооружения.
В нынешних условиях, когда международная реальность сама определяет первоочередную повестку, где прибалтийские мнимые угрозы уходят на второй план, а реальные – по борьбе с общей террористической угрозой в лице «Исламского государства» – начинают сближать позиции основных игроков на Ближнем Востоке – России и США, литовская дипломатия пытается вернуться в привычное русло. Высшее политическое руководство страны постоянно обвиняет Россию в разжигании конфликта в Сирии для отвлечения внимания международного сообщества от Украины; при этом ответственность за беспрецедентный кризис беженцев в Европе, вместе с которыми на европейский континент проникают террористы с кошмарными для жителей ЕС последствиями, возлагается на Москву. В местной прессе превалирует единственная безальтернативная точка зрения о «незаконном» вторжении России в Сирию, хотя Москва действует сугубо в рамках международного права на основании официального запроса сирийских властей в соответствии с договором о военно-техническом сотрудничестве.
При этом, естественно, замалчивается факт того, что «международная» коалиция во главе с американской Североатлантической организацией уже более полутора лет бомбит территорию Сирии без какого-либо мандата СБ ООН и в нарушение всех мыслимых международных норм.
О том, что дела в последнее время развиваются по неблагоприятному для Вильнюса сценарию, говорят как конкретные шаги по линии самого Альянса, принявшего решение вдвое сократить свою воздушную миссию в Прибалтике, так и заявления американского руководства о необходимости политического урегулирования сирийского конфликта при активном участии России.
Наметившиеся подвижки в российско-американском диалоге не могут не беспокоить власти Литвы, которые через местное «экспертное» сообщество при соответствующем информационном сопровождении начали формировать запрос на своего американского кандидата, который вернёт ход вещей в привычное для литовской дипломатии русло. Основным трендом при обсуждении текущей избирательной кампании в Америке является принижение результатов последних социологических опросов либо их откровенное игнорирование в силу неприятия позиции ряда кандидатов в отношении России.
Сегодня, согласно данным последних исследований, наиболее вероятным кандидатом от республиканцев на президентских выборах в США может стать бизнесмен Дональд Трамп.
Четверть сторонников республиканцев поддерживает выдвинувшегося всего лишь несколько недель назад кандидата, который легко обошёл Джеба Буша (12 %), а также ряд других влиятельных республиканцев.
Вместе с тем глава Центра исследования Восточной Европы Лауринас Кащюнас полагает, что благоприятные рейтинги ещё не гарантируют победу сегодняшнему лидеру республиканцев, а для «Литвы было бы лучше, если бы кандидатом от республиканцев стал сенатор от Флориды – Марко Рубио». В свою очередь, эксперт по связям с общественностью Миколас Каткус также разделяет мнение своего коллеги, так как в отличие от остальных кандидатов политик от Флориды «имеет свою чёткую позицию в отношении России». В ходе совместных телевизионных дебатов М. Рубио активно критиковал своих конкурентов Р. Пола (сенатор от штата Кентукки), Д. Трампа и Т. Круза (сенатор от штата Техас) за готовность вести диалог с президентом России В. Путиным, налаживать прагматичные отношения. Как отметили оба политолога, наиболее подходящим кандидатом мог бы стать Д. Буш, который имеет чёткую позицию в отношении России.
Свой взгляд на американо-российские перспективы представитель клана Бушей сформулировал в июне 2015 г. в ходе своего выдвижения в кандидаты в президенты, когда заявил о том, что «с Путиным надо разговаривать с позиции силы», предложив также передать Украине летальное вооружение.
Действительно, идеальный кандидат для Литвы, которая единственная из европейских стран в разгар гражданской кровопролитной войны на Украине официально поставляла вооружение киевскому режиму, осуществлявшему с его помощью военные преступления в отношении собственного гражданского населения Юго-Востока Украины. Для страны, делегировавшей своих представителей в правительство Украины для передачи опыта по организации «приватизации» с целью перераспределения оставшихся рентабельных активов в пользу подконтрольных США транснациональных корпораций. Для страны, способствующей сегодня продовольственной и энергетической блокаде населения Крыма, по численности почти сопоставимого с собственным населением. Для страны – члена ЕС, проводящей сегодня системную работу по подрыву усилий Франции и Германии по мирному урегулированию украинского кризиса через всеобъемлющую имплементацию Минских соглашений.
Вильнюс в борьбе за своего американского президентского кандидата, без сомнения, попытается задействовать возможности «литовского лобби» в Сенате США, среди представителей которого такие видные деятели обеих партий, как Джон Маккейн (республиканец, штат Аризона), Джон Кайл (республиканец, штат Аризона), Джеф Сешонси (республиканец, штат Алабама), Ронд Джонсон (республиканец, Висконсин) и Ричард Дурбин (демократ, Иллинойс), являющийся одним из самых влиятельных американцев литовского происхождения в политике США. Литва, благодаря усилиям этих политиков, до последнего времени под предлогом «российской угрозы» не только успешно закрывала собственные вопросы безопасности, но и активно реализовывала в рамках «Восточного партнёрства» Евросоюза атлантическую повестку на украинском направлении.
Победа выгодного Литве кандидата гарантирует Вильнюсу преемственность текущего внешнеполитического курса, высокую оценку усилий по подрыву Минского процесса, а выделение в 2016 г. согласованной американским Конгрессом военной помощи Украине в размере 300 млн долларов США с перспективой поставок современного летального оружия позволит литовской дипломатии вернуться в привычное русло.