Формирование нового правительства завершено. Президент Даля Грибаускайте утвердила персональный состав Кабинета министров. До этого с каждым кандидатом она провела по личной встрече. В список попали как новички, так и хорошо знакомые лица. RuBaltic.Ru выяснял, чем успели запомниться ключевые члены правительства.
Премьер-министр – Саулюс Сквернялис
Экс-глава МВД, одновременно одна из основных «звёзд» современной литовской политической сцены, чья харизма и популярность помогла Союзу крестьян и «зелёных» прийти первым на октябрьских выборах в Сейм. В должности главного полицейского Сквернялис заслужил репутацию жёсткого и принципиального борца за интересы своего ведомства, борца, не боящегося высказывать собственное мнение и бросать вызов тяжеловесам вплоть до высшего руководства страны. Выбивая деньги на нужды МВД, он откровенно сообщал, что силовики находятся в бедственном положении и при текущем финансировании не в состоянии эффективно отражать теракты.
Параллельно он поощрял издание брошюр с инструкциями действий на случай войны и отмечал важность того, чтобы навыки выживания закрепились в подсознании граждан.
В ноябре 2015 года закованный в наручники мужчина умудрился сбежать прямо из-под конвоя полиции, отобрав у служителя закона автомат Калашникова и 30 патронов. Беглеца по всему Вильнюсу пять часов искали 3 тысячи полицейских и спецназовцев. Сквернялис тогда жаловался, что спикер Сейма Лорета Граужинене саботирует процесс поиска, донимая его «неконструктивными и неадекватными» звонками. В ответ президент Даля Грибаускайте обвинила министра в отсутствии политической культуры. Сквернялис тотчас заявил о готовности уйти в отставку из-за инцидента с захваченным оружием – жест, крайне нехарактерный для литовских министров (его коллеги по кабинету Буткявичюса во время скандалов до последнего держались за свои посты, наотрез отказываясь уходить). Данный поступок и поведение в целом создало образ Сквернялиса как наиболее совестливого политика, который прочно возглавил рейтинг симпатий, обогнав саму Грибаускайте. В новой должности Сквернялис обещал бороться с пьяными водителями, рекламой курения и «перезагрузить» отношения с Польшей. У него есть идея разрешения «вечного» спора о написании польских фамилий, но он пока не хочет её озвучивать.
Министр иностранных дел – Линас Линкявичюс
Факт того, что единственным министром, сохранившим прежний пост, стал энергичный бывший комсомольский активист Линас Линкявичюс – красноречивый символ стабильности и преемственности внешнеполитического курса Литвы. Считается, что он озвучивает непосредственно мысли президента Грибаускайте. Последовательный сторонник НАТО Линкявичюс по всем доступным каналам регулярно транслировал сообщения о «российской угрозе». Делал он это порой особо поэтично, изобретая броские метафоры и выражения, – сказывался журналистский опыт: по молодости он был корреспондентом Tiesa («Правда»), официальной газеты Литовской ССР. Так, когда Барак Обама недавно назвал Россию супердержавой, министр парировал, что Россия – не супердержава, а суперпроблема. В Европе он работал главным «напоминальщиком» о важности антироссийских санкций. Как только кто-нибудь из европейских лидеров намекал даже на теоретическую возможность пересмотра санкционного режима, Линкявичюс отвечал отповедью или нотациями, призывая одуматься. Стоило премьеру Венгрии Виктору Орбану сравнить санкции с выстрелом в ногу, глава МИД Литвы отозвался: «Лучше прострелить себе ногу, чем дать, чтобы нам выстрелили в голову». Он также постоянно беспокоился, что на фоне проблем с мигрантами и ситуации на Ближнем Востоке мир забудет про Украину, и выступал главным лоббистом поставок оружия Киеву. При нём Литва решила подать всем пример, передав Украине 150 тонн боеприпасов, в основном патронов для автоматов Калашникова.
Министр внутренних дел – Эймутис Мисюнас
Бывший учёный, который семь лет успел проработать в Службе спецрасследований и побыть судьёй Вильнюсского участкового суда. Он знаком со Сквернялисом ещё с полицейской академии, помогал ему писать диссертацию. Собирается активно подключаться к улучшению качества электронного правительства и государственного управления, также планирует работать над усовершенствованием состояния и техник следствия в правоохранительных органах. Детали своих реформ пока не раскрывает. Известно, что он дольше всех кандидатов на министерские посты проходил собеседование с президентом – 45 минут. Обсуждался и вопрос беженцев. Мисюнас считает, что не стоит стричь всех под одну гребёнку, потому что в фильтрации беженцев важен «ответственный отбор». Он также предостерёг от копирования пути Латвии, урезавшей пенсии бывшим советским милиционерам.
«Даже бывшие должностные лица, работавшие в те времена, когда Литва принадлежала СССР, достойны уважения… и я считаю, что не нужно принимать такие решения, не углубившись в ситуацию», – сказал он.
Министр сообщения – Рокас Масюлис
Занимая ранее должность министра энергетики, он прославился главным образом непримиримой борьбой с «Газпромом», «Росатомом» и Островецкой АЭС. Идейный сторонник тотальной энергетической независимости от России, Масюлис всеми силами пытался «отсоединить» Литву от доставшейся в наследство с советских времён единой энергосистемы «Электрическое кольцо БРЭЛЛ» (объединяет РФ, Беларусь и страны Балтии) и полностью вытеснить российские энергетические компании с литовского рынка. Воевать против российского «энергетического империализма» он не прекращал даже после того, как «Газпром» выиграл у Литвы международный арбитраж: министр считал, что победа россиян в Стокгольмском суде не должна влиять на мнение Еврокомиссии. Настоящий крестовый поход он объявил против строящейся АЭС в Беларуси. Претензий у него накопился целый вагон – от географического положения станции (слишком близко к Вильнюсу – 50 км) и западных ветров, якобы несущих радиацию в Литву, до возможного загрязнения Немана и белорусских землетрясений. Любые слухи со строительной площадки, в том числе ложные и неподтверждённые, вызывали моментальную панику и шквал возмущения в министерстве. Отдельное недовольство Масюлис высказывал относительно того, что АЭС строит «Росатом», который он называл орудием геополитического давления в руках Москвы. «Если всё-таки белорусская сторона не обратит внимания на наше беспокойство, мы примем меры, чтобы электроэнергия с этой атомной станции не попала в Литву и Евросоюз», – угрожал Масюлис. Арсенал для этой цели он предлагал широкий – объявить белорусским мегаваттам всеевропейский бойкот, не пускать электроэнергию на биржи, удушить налогами и даже заблокировать физически, установив на границе преобразователи постоянного тока.
Министр энергетики – Жигимантас Вайчюнас
Сменщик Масюлиса собирается продолжить политику предшественника. Вайчюнас, работавший замминистра энергетики в 2011–2012 годах и атташе по энергетике в Брюсселе, обозначил приоритеты: «как можно быстрее» отключиться от российской энергосистемы, чтобы синхронизироваться с Евросоюзом, а также всем миром бороться с Островецкой АЭС. В своё время он курировал проект литовской АЭС в Висагинасе и выступал за дальнейшее создание единого балтийско-скандинавского рынка электроэнергии. Это, обещал Вайчюнас, позволит снизить цену на электричество к 2016 году. Атомную станцию Литве так и не удалось построить, зато другие элементы новой энергетической стратегии, такие как электросмычка с Польшей LitPol Link и энергомост со Швецией NordBalt, были реализованы.
Пикантность работы Вайчюнаса будет заключаться в том, что лидер ЛСКЗ Рамунас Карбаускис вообще предлагал упразднить Министерство энергетики, но Вайчюнаса это не беспокоит; по его словам, это второстепенный вопрос.
Министр обороны – Раймундас Кароблис
Бывший заместитель Линкявичюса в МИД и экс-посол Литвы в Евросоюзе, карьерный дипломат. Во многом продолжал и поддерживал жёсткую линию шефа по отношению к России, регулярно лоббируя в Брюсселе то сохранение старых санкций, то введение новых. Посол подчёркивал, что в этом деле европейцы должны выступать единым фронтом. В 2000-х годах он не менее горячо выступал против усиления санкций в отношении Беларуси, отмечая, что они ударят белорусский бизнес «в самое сильное место» – это плохо скажется на торговле с ЕС в целом и с соседями в частности. Вместо санкционных мер он предлагал активнее сотрудничать с белорусскими профсоюзами, чтобы через них влиять на Минск. Кроме того, он активно лоббировал реализацию программ «Восточного партнёрства», скорейшую ассоциацию и евроинтеграцию Украины, Молдовы и Грузии. Он неоднократно высказывался за упрощение визового режима Евросоюза с Кишинёвом и Киевом. Министр искал способы компенсировать потери Литвы от российского продуктового эмбарго, поэтому приветствовал идею трансатлантической зоны свободной торговли с США (TTIP) в надежде, что литовские экспортёры начнут осваивать американский рынок. Победивший на президентских выборах Дональд Трамп выступал как раз против подобных договоров.
Министр сельского хозяйства – Бронюс Маркаускас
Вице-председатель Литовской сельскохозяйственной палаты, президент Национального комитета Литвы по молоку, фермер со стажем, владелец 70 дойных коров и 50 тёлок. В роли «главного молочника» страны Маркаускас, как никто другой, ощущал на себе последствия российского эмбарго на поставку продуктов питания из ЕС. Параллельно, как отмечал Маркаускас, Брюссель в «самое неподходящее время», практически одновременно с российскими санкциями, решил отменить молочные квоты, что обрушило цены на молоко в Европе. Во время подготовки ко Всемирному молочному саммиту в Литве, проходившему в прошлом году, Маркаускас рассказывал, как мировые цены на молоко понижаются каждый день и действия Евросоюза молочному бизнесу никак не помогают.
Он был вынужден признать, что и Россия без молока не осталась, и «балтийская молочная продукция не пользуется повышенным спросом на мировом рынке».
Средства, которые власти Литвы и Европейская комиссия выделяли на компенсацию ущерба молочной отрасли от потери российского рынка, Маркаускас называл «каплей в море».
Негативно он оценивал и перспективу переориентировать экспорт молочной продукции с России на Китай, как пытаются сделать польские и латвийские предприятия. Но в Литве он больше известен как организатор протестной акции 2003 года. Тогда фермеры перекрыли дороги в Польшу и Латвию вместе с Клайпедской автомагистралью, требуя повышения молочных дотаций. Маркаускаса приговорили к 60 суткам ареста, но Европейский суд по правам человека счёл меру чрезмерной. Как сообщил новый министр, во время собеседования Грибаускайте вспоминала этот бунтарский факт его биографии.
Министр науки и образования – Юргита Петраускене
Политических заявлений новый министр пока не делала. В роли главы Центра мониторинга и анализа уровня образования она запомнилась планами позакрывать многие вузы. Петраускене приводила статистические данные о том, что в Литве больше университетов, чем в Швейцарии и Австралии. «В них могут поступить все желающие – до 84% подавших заявления, а между тем большая их часть с трудом закончила школу», – сокрушалась она, жёстко критикуя литовскую систему образования. Петраускене также беспокоит, что вузы страны занимают низкие места в рейтингах конкурентоспособности, а выпускники уезжают работать за границу. Поэтому из 14 вузов в Литве можно оставить 4-5 – этого хватит, уверяла она. После общения с Грибаускайте новый министр подтвердила своё желание довести количество высших учебных заведений до оптимального уровня и пересмотреть вопросы финансирования, но конкретные планы пока не сообщала.
Министр здравоохранения – Аурелиюс Верига
Управлять здравоохранением доверили известному борцу за здоровый образ жизни. Доктор биомедицинских наук Аурелиюс Верига, будучи президентом неправительственной организации «Национальная коалиция по контролю за табаком и алкоголем», неоднократно выступал против широкой рекламы пагубных привычек. В качестве эксперта он участвовал в экспертизе законопроектов, связанных тематикой здоровья. В частности, Верига боролся против легализации электронных сигарет и рекламы скидок на алкогольную продукцию в торговых сетях. Приоритет в работе на новом посту Верига видит в снижении цен на медикаменты.
Министр экономики – Миндаугас Синкявичюс
Сын министра транспорта и связи Римантаса Синкявичюса, экс-руководитель Фонда социального страхования («Содры») заявил, что будет готовить страну к сокращению финансовой поддержки из Брюсселя. Ожидается, что после 2020 года Евросоюз пересмотрит политику дотаций из своих структурных фондов, в то время как страны Балтии входят в число лидеров по получению евроденег под инфраструктурные проекты. Синкявичюс-младший обещал поддерживать малый бизнес и привлекать инвесторов, чтобы Литва меньше зависела от глобальных экономических потрясений. Он рассчитывает использовать опыт управления «Содрой», чей дефицит удавалось постепенно сокращать.