По мере приближения 70-летия разгрома нацистской Германии активизируется провокационная риторика политических деятелей периферийных прибалтийских стран Евросоюза. Латвия, председательствующая в порядке ротации в совете ЕС, устами главы своего МИД Эдгара Ринкевича заявила, что Россия «закончит как германский рейх после Первой и Второй мировых войн».
Заявление вызвало презрительную реакцию официальной Москвы: российское внешнеполитическое ведомство дало понять, что Ринкевич, с гордостью недавно признавшийся в своей гомосексуальности, настолько жалок в роли главы ЕС, что комментировать его «оральные» экзерсисы по поводу рейха никто всерьез не будет. Даже премьер Латвии Л. Страуюма испуганно заявила, что слова Ринкевича не выражают официальную позицию Латвии, и являются лишь его частным мнением, и вообще она уточнит, «что это он там пишет в соцсетях».
В общем-то, реакция России на эту diarrhea verbalis была ясна заранее. Обращает на себя внимание другое – та удивительная неуклюжесть, с которой Ринкевич, по долгу службы призванный, казалось бы, четко улавливать все нюансы сложной европейской внешнеполитической линии, делает подобные заявления.
Латвия опять, как и в случае с январским запретом выставки о Саласпилсе в ЮНЕСКО по случаю 70-летия Холокоста, шагает не в ногу.
По всей видимости, громкий «всхлип» Ринкевича по поводу рейха призван скрыть провал латвийской дипломатии, которая так и не смогла обеспечить единство европейской позиции ни по участию в торжественных мероприятиях в Москве на Красной площади 9 мая, ни по ужесточению санкций в отношении России, ни по продвижению программы «Восточное партнерство». При латвийском председательстве наметившийся раскол в рядах стран-членов ЕС по ряду актуальных вопросов внешней политики стал еще глубже. Все это еще раз наглядно доказывает неспособность периферийных прибалтийских стран, как показал опыт предыдущего литовского председательства в ЕС, закончившийся громким провалом европейского саммита «Восточное партнерство» и началом гражданской войны на Украине, продвигать конструктивную повестку. Если действия Литвы стали спусковым механизмом тяжелейшего за историю Евросоюза кризиса, чье финансовое бремя вынуждены нести европейские налогоплательщики, то текущая политика Риги все глубже втягивает Брюссель в украинский конфликт.
Заявление политика прозвучало как нельзя некстати. В Европе стартовали торжественные мероприятия в преддверии 70-летия Победы. Так, президент Франции Франсуа Олланд посетил мемориал Холокоста в коммуне Изьё (регион Рона – Альпы), который является национальным символом, призванным увековечить память о нацистских зверствах. Глава Французской Республики в ходе церемонии открытия нового мемориала заявил о том, что «все страницы нашего прошлого должны изучаться во всех школьных учреждениях, от начальных до старших классов» (речь идет о коллаборационизме французских властей с нацистским оккупационным режимом). Французский историк Пьер-Жером Бискара называет Изьё уникальным и символичным местом, где в 1944 г. гестапо Леона в ходе рейда по поиску еврейских детей арестовало 44 детей и 7 взрослых. Все депортированные дети были уничтожены. Самому маленькому узнику было 4 года, старшему – 17 лет.
В Латвии также есть свой Изьё – концентрационный лагерь Саласпилс, и погибли там не 44 ребенка, а многие и многие сотни.
Но в графике латвийской правящей коалиции не значится каких-либо торжественных мероприятий по увековечиванию памяти жертв зверств нацистского режима на территории страны. Руководство Латвии упорно старается вообще не замечать этой темы. Если во Франции, которая стояла у истоков формирования Евросоюза, считают гражданским долгом преподавать в начальных и старших классах всех школ страны «позорные» страницы истории о коллаборационизме и пособничестве местных властей, то в председательствующей в ЕС Латвии с ее густопсовым нацистским шлейфом все наоборот. Здесь мюзиклы о нацистском военном преступнике Герберте Цукурсе смотрят, а не о жертвах Саласпилса вспоминают.
Вновь пример из французской жизни, такой бесконечно далекой, недосягаемой для Латвии, пока ею управляют такие ринкевичи. Запрещенную с подачи латвийского МИД выставку о детях-узниках Холокоста в ЮНЕСКО поддержало парижское Объединение для организации европейского единства (ROUE). «Память не может исчезнуть, – заявил президент ROUE Мишель Гримар, – Речь идет о депортации в концлагерь детей: лагерь смерти Саласпилс в Латвии. В этом лагере погибло более 12000 детей, среди которых были дети младше 6 лет, которых разлучили с матерями».