30 октября 2017 года в Москве, на пересечении Садового кольца и проспекта Сахарова, откроется «Стена скорби» — мемориал памяти жертв политических репрессий. «Этот мемориал будет посвящен памяти всех репрессированных народов», — заявил глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров, пожертвовавший на сооружение мемориала свою месячную зарплату. О репрессированных народах Евкуров знает не понаслышке: в 1944 г. его предки были выселены в Казахстан. Проведенная органами НКВД депортация вайнахов была лишь одной из депортационных акций советской власти. О феномене массовых депортаций в контексте мировой истории RuBaltic.Ru поговорил с директором фонда «Историческая память» Александром ДЮКОВЫМ:
— Александр Решидеович, во время презентации проекта мемориала «Стена скорби» глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров упомянул о «репрессированных народах». Что подразумевается под этими словами?
— В апреле 1991 года, еще до распада Советского Союза, Верховным Советом РСФСР был принят закон «О реабилитации репрессированных народов», в котором понятие «репрессированные народы» определяется следующим образом: «Народы… в отношении которых по признакам национальной или иной принадлежности проводилась на государственном уровне политика клеветы и геноцида, сопровождавшаяся их насильственным переселением, упразднением национально-государственных образований, перекраиванием национально-территориальных границ, установлением режима террора и насилия в местах спецпоселения».
Юнус-Бек Евкуров
Этот закон до сих пор является действующим, несмотря на то что заложенная в нем формулировка понятия «репрессированные народы», мягко говоря, неудачна. Если мы будем следовать ей дословно, получится, что никаких репрессированных народов в СССР просто не было. Дело в том, что «геноцид» — это строгое юридическое понятие, и совершенно очевидно, что в СССР не проводилось государственной политики геноцида по отношению к какой бы то ни было этнической общности.
Да, депортации по этническому принципу имели место, однако они не были направлены на уничтожение депортируемой этнической группы.
Именно поэтому в опубликованном в апреле 2014 г. указе президента РФ о реабилитации репрессированных народов Крыма говорится о восстановлении исторической справедливости в отношении этнических общностей, «подвергшихся незаконной депортации и политическим репрессиям по национальному и иным признакам». Вот с этой формулировкой не поспоришь. Таким образом, под репрессированными народами следует понимать народы, подвергшиеся депортации по этническому принципу.
— Как много было проведено в СССР депортационных акций по этническому признаку?
— Достаточно много. Самыми известными и масштабными были, безусловно, депортации времен Великой Отечественной войны. В 1941 году были депортированы немцы Поволжья, в 1943–1944 годах — карачаевцы, калмыки, чеченцы и ингуши, балкарцы, крымские татары. Наиболее масштабная довоенная депортация по этническому принципу — состоявшееся в 1937 году переселение корейцев из приграничных районов Дальнего Востока в среднеазиатские регионы СССР. После войны депортационных акций по этническому принципу не проводилось.
— А депортации из Прибалтики в 1941 году и после войны?
— Эти депортации не осуществлялись по этническому принципу; общее число депортированных составляет небольшой процент от общей численности народов Прибалтики.
Депортации осуществлялись по политическому принципу, иногда можно наблюдать элементы классового подхода, но о депортации по этническому принципу не может быть и речи.
Точно так же и выселение кулаков во время коллективизации — это депортации, но не по этническому принципу. В этом принципиальная разница.
— В мировой практике известны депортации по этническому принципу, подобные советским?
— Ну разумеется. Депортации — это одна из практик общества модерна, современного национального государства, рассматривавшего представителей «чужих» народов как потенциальную или реальную опасность, а потому стремившегося обезопасить себя от этих «чужих».
Первоначально отработанные на европейской колониальной периферии (вспомним, например, депортацию франкоязычных жителей Канады, осуществленную в середине XVIII века британскими властями), в ХХ веке практики контроля, сегрегации и депортации были принесены в Европу. Во время Балканских войн 1912–1913 годов впервые в Европе начали проводиться систематические акции по изгнанию «чужих» с целью этнической гомогенизации населения подчиненных территорий. С территорий, занятых Сербией, изгоняли мусульман и болгар, с болгарских территорий — мусульман.
По оценкам историков, тогда Балканы пришлось покинуть более чем 400 тысячам мусульман. Это изгнание было хаотичным, сопровождалось масштабным насилием: людей принуждали бежать. Во время Первой мировой войны австрийская военная администрация депортировала сербов и русинов, российские власти — немцев и евреев, турецкие власти — армян (что обернулось невиданной дотоле вакханалией массовых убийств).
Кстати, мне абсолютно непонятно, почему жертвы этнических депортаций, проводившихся царскими властями, не имеют статуса репрессированных народов подобно жертвам сталинских депортаций.
Депортация японцев в США. 1942 год
Тут есть явные двойные стандарты. В ходе Второй мировой войны США депортировали в лагеря граждан японского происхождения; окончание же войны обернулось масштабным «диким» изгнанием немецкого населения из Чехословакии, Польши, Венгрии и других стран. Вслед за этим последовал гораздо более цивилизованный «обмен населением» между странами — например, между Польшей и Украиной. Стоит вспомнить также операцию «Мокрая спина» — проводившуюся в первой половине 1950‑х годов акцию по депортации мексиканцев-нелегалов с территории США. За пять лет с 1950‑го по 1955 год было депортировано более 3,5 миллиона человек — масштабы, безусловно, вызвавшие бы уважение даже у Сталина.
— Но депортация нелегалов, пусть даже и по этническому принципу, отличается от этнических депортаций.
— Среди жертв репрессивной политики Сталина также есть нелегалы — например, в 1940 г. с территорий Западной Украины и Западной Белоруссии была проведена высылка беженцев из оккупированной Германией Польши. Согласно российскому законодательству, эти люди считаются репрессированными и имеют право на реабилитацию.
— А в других странах есть практика реабилитации репрессированных народов? Например, в тех же США?
— Американские власти в 1948 году выплатили депортированным в лагеря японцам компенсацию за утраченное имущество — впрочем, небольшую. Официальные извинения же прозвучали лишь в 1988 году, когда Рейган признал, что эта депортация была вызвана «расовыми предрассудками, военной истерией и ошибками политического руководства».
— Можно ли ожидать депортаций в наше время?
— Депортация — один из способов контроля населения. В настоящее время используются другие, более изощренные практики контроля, не требующие массовых депортаций. Хотя в той же Прибалтике до сих пор раздаются призывы к депортации русскоязычного населения.
Разумеется, эти призывы озвучиваются маргиналами, однако медийная истерика о якобы ожидающейся «российской агрессии» может привести к тому, что подобные бредовые предложения станут более респектабельными.
Да, сейчас массовые депортации по этническому принципу не практикуются. Но кто знает, что впереди? К тому же депортация, как организованная операция, всё-таки менее ужасна, чем другой вид этнической чистки — сопровождающееся массовыми убийствами изгнание. А подобные этнические чистки мы, увы, наблюдали совсем недавно, в 1990‑х годах. Так что я бы не расслаблялся.