Буквально сразу после того, как Алма-Ата стала столицей молодой Казахской ССР, в городе развернулось активное строительство, зачастую характеризовавшееся смелостью решений и неординарным творческим подходом. А поскольку время само по себе было непростым и в культурном плане неоднозначным, то и результаты порой получались соответствующие.
Взять, например, здание Главпочтамта, которое теперь именуется Казпочта. Оно, по сути, состоит из двух пристроенных друг к другу зданий, между которыми едва насчитывается три-четыре года разницы.
Дом связи. 50‑е годы, башни с часами еще нет
Но этого хватило, чтобы Дом связи, как он именовался в 30‑е, стал сочетанием различных архитектурных стилей. И даже не двух, а трех — начиная от конструктивистского крыла, появившегося в 1931 году, через монументализм второго крыла 1935 года постройки к башне с недавно отреставрированными главными часами города, пристроенной ко второму крылу в 1964 году, от которой явственно доносится веяние грядущей моды на футуристическую архитектуру. Проект ранней части Главпочтамта принадлежит Георгию Герасимовичу Герасимову, видному советскому архитектору и заслуженному строителю Казахской ССР.
Дом связи, ныне Казпочта. Часы идут благодаря банку-спонсору, оплатившему ремонт. Поэтому вынуждены «щеголять» фирменными цветами благодетеля
Не только по цвету, но и по общему замыслу гармонирует с Домом связи и построенный почти в те же годы первый Дом правительства, входящий в тот же комплекс административных зданий.
Он был открыт в 1930 году, проектировал его выдающийся деятель конструктивистского направления Моисей Яковлевич Гинзбург, и совпадение цвета у двух зданий задумывалось изначально — как некая архитектурная рифма.
Забавно, что и спустя почти девяносто лет здание Казпочты и теперешнее «обиталище» Академии искусств имеют одинаковый окрас.
Первый Дом Правительства. В настоящее время — Академия искусств
В 30‑е годы было возведено и старое здание аэропорта, задерживавшее взгляд своей самобытностью и тонким восточным колоритом. Авторами проекта были архитектор Б. Заварзин, известный градостроитель, и Г. Елькин, проектировавший впоследствии московские аэровокзалы. Еще больше этнических черт оно приобрело после реконструкции по проекту заслуженного казахского архитектора Адамбека Кадырбековича Капанова в 1957 году.
Старое здание аэропорта. 1964 год
Но за этой последовала целая череда переделок и реконструкций. А под конец тысячелетия аэровокзал и вовсе практически сгорел: страшный пожар частично уничтожил, а частично повредил здание.
Два последних капитальных ремонта, проведенные уже в 2000‑х годах, несколько спасли положение, но отнюдь не в архитектурном плане.
К нынешнему времени аэропорт изменился до неузнаваемости, растеряв всю свою уникальность.
Грандиозный образчик позднесталинской архитектуры был построен в Алма-Ате в 1947–1953 годах. Это Академия наук Казахской ССР — буквально город в городе, комплекс, по сути состоящий из одиннадцати зданий, возведенных по проекту виднейшего советского архитектора Алексея Викторовича Щусева. В числе прочих его работ и символ всей советской эпохи, Мавзолей Ленина. Комплекс был задуман как синтез господствовавшего тогда неоклассицизма и этнических элементов в декоре.
Главный вход в Академию наук
Последний, одиннадцатый корпус, вместивший Дом ученых, был достроен с южной стороны комплекса намного позднее, в 1980 году, и значительно отличается по стилю. Храм науки остался храмом и сегодня: комплекс служит пристанищем для Национальной академии наук Казахстана.
Дом ученых АН Казахской ССР
В середине 50‑х в Алма-Ате стало еще одним воплощением эпохи «сталинского ампира» больше. И хотя строительство здания Казпотребсоюза завершилось уже в 1957 году, спроектировано оно было еще непосредственно в сталинский период. Над проектом трудился целый коллектив авторов, среди которых архитекторы Б. Стесин, Г. Бобович, М. Беккер и инженер В. Лухтанов. Трехэтажная постройка выглядит намного внушительнее из-за угловой восьмиугольной башни со шпилем, вдвое превышающей по высоте само здание.
Оно явственно напоминает знаменитые высотки в Москве, только в уменьшенном варианте, и это неслучайно.
На эти годы пришелся пик моды на подобных «младших братьев» столичных исполинов во многих городах СССР. Было даже шутливое прозвище для подобного типа сооружений: из-за ступенчатой конфигурации это и подобные ему здания именовали «сталинским тортом». Сейчас «торт» вмещает в себя многочисленные офисы, являясь признанным памятником истории и культуры городского масштаба.
Бывший Казпотребсоюз
60‑е годы приносят с собой новые веяния в архитектуре — и, соответственно, новые ее образчики на территории Казахской ССР. Гостиница «Алма-Ата», спроектированная большим коллективом авторов, построенная в самом центре казахской столицы и впустившая первых постояльцев в 1967 году, — яркий тому пример. Кстати, первым гостем в только что открывшейся гостинице была известная каждому советскому человеку Екатерина Фурцева. А касаемо дальнейшей истории здания — вот тот случай, когда реновация исторического памятника оказалась щадящей. Внутренние помещения были отремонтированы и модернизированы в 1995 году, вместе с названием города сменилось и имя гостиницы, а внешний вид ее обогатился разве что лазурными панелями на опоясывающих здание балконах.
Гостиница «Алматы»
Еще один исторический и архитектурный памятник — и, по иронии, тоже гостиница — был возведен всего за два года, в 1975–1977 годах, в Алма-Ате. Здание, насчитывающее более сотни метров высоты, до 2008 года являлось высочайшим в городе.
Гостиница «Казахстан»
Чуть раньше, в 1970 году, состоялось открытие Дворца имени В. И. Ленина — одной из крупнейших концертных площадок Алма-Аты.
Проект, разработанный группой советских архитекторов, год спустя удостоился государственной премии.
Дворец неспроста носил имя вождя мирового пролетариата — его строительство завершилось аккурат к столетнему юбилею Ильича.
Дворец имени В. И. Ленина
В настоящее время он гордо именуется Дворцом Республики и, после реновации 2010 года, обзавелся несколькими новыми помещениями, в частности так необходимой оркестровой ямой. Конечно, чем-то пришлось пожертвовать: зрительный зал уменьшился, а ракушечник и мрамор на фасаде уступили место более современным материалам, в том числе стеклянным панелям.
Дворец Республики
Если же продолжить тему советских дворцов, то нельзя не упомянуть о Дворце пионеров, ныне Дворце школьников, — одном из символов Алма-Аты. Проект ансамбля являлся продуктом совместного творчества казахских и русских архитекторов, а главным зодчим выступил Владимир Николаевич Ким, заслуженный архитектор Казахской ССР. Масштабы комплекса и его необычные очертания лучше всего можно оценить с высоты птичьего полета.
Дворец школьников, вид сверху
Здесь предусмотрен и немалый торжественный зал, и обсерватория, чья башня возвышается над ансамблем на сорок метров, и бассейн, и многое другое. Сейчас дети Алма-Аты могут записаться в любой из более чем восьмидесяти кружков Дворца самого разного профиля, а одновременно он способен разместить около пяти тысяч учеников. И двух лет не прошло, как в комплексе завершился капитальный ремонт, на очереди — реконструкция башни обсерватории и оснащение ее современной техникой.
Дворец школьников
Застывшие в камне: советская архитектура на Украине
Застывшие в камне: советская архитектура в Латвии
Застывшие в камне: советская архитектура в Литве
Застывшие в камне: советская архитектура в Эстонии
Застывшие в камне: советская архитектура в Польше
Застывшие в камне: советская архитектура в Беларуси
Застывшие в камне: советская архитектура в Молдавии
Застывшие в камне: советская архитектура в Грузии
Застывшие в камне: советская архитектура в Армении
Застывшие в камне: советская архитектура в Германии
Застывшие в камне: советская архитектура в Киргизии