В День защитника Отечества RuBaltic.Ru вспоминает латышей, литовцев и эстонцев, героически сражавшихся на стороне Красной армии.
ЛАТВИЯ
В преддверии скорого начала боев за освобождение Советской Латвии были сформированы вторая Латышская стрелковая дивизия и, уже на базе двух дивизий, стрелковый корпус. Его создание было оформлено, по предложению ЦК КП(б) Латвии, приказом Генерального штаба от 5 июня 1944 года. Так был создан 130‑й стрелковый Латышский корпус.
В конце июня 1944 года 130‑й корпус находился в составе 1‑й ударной армии 3‑го Прибалтийского фронта. Совершив за восемь суток 240‑километровый марш, корпус прибыл 3 июля в полосу обороны 22‑й армии на левом крыле 2‑го Прибалтийского фронта.
В результате успешного наступления войск 1‑го Прибалтийского фронта на Каунас и Даугавпилс с 23 июня и 2‑го Прибалтийского фронта — с 10 июля, в ночь на 11 июля противник начал медленный отход перед фронтом корпуса.
В последующие дни 130‑й стрелковый корпус участвовал в освобождении Даугавпилсского и Резекненского уездов. При освобождении Крустпилса бойцы Латышского корпуса уничтожили более 2 тысяч гитлеровцев, взяли много пленных, захватили 15 орудий и другие трофеи. За 7‑е и 8 августа они прошли с боями до 25 километров. Командующий фронтом А. Е. Еременко впоследствии отмечал, что «основная заслуга в разгроме врага под Крустпилсом несомненно принадлежит 130‑му Латышскому стрелковому и 5‑му танковому корпусам».
Одна из наиболее известных заслуг дивизии — участие в освобождении Риги. В память об этих боях на Елгавском шоссе был установлен мемориальный знак с надписью:
«Здесь 14.X.1944 года части 7‑го гвардейского и 130‑го Латышского стрелковых корпусов вышли в тыл фашистских войск, ускорив этим освобождение г. Риги».
О вступлении в Ригу Латышской дивизии: «Сегодня весь город оделся в праздничные наряды… Уже издалека показались красные флаги. Нетерпеливые горожане вышли далеко навстречу, на шоссе, туда, где колонны готовились к шествию. Там можно было видеть людей с букетами цветов, обходящих солдатские ряды. Каждый из них ищет своих родных, которые три года назад ушли на борьбу. […] Колонна зашевелилась, стройные ряды солдат начали движение в Ригу. С одной и с другой стороны колонны бегали девушки и совсем маленькие девочки. Они дарили нашим парням цветы. […] На плакате из фанеры можно прочесть: “Слава нашей гордости — гвардии латышским стрелкам”. Впереди колонны шли музыканты, у которых из труб виднелись цветы. Людей на улице становилось всё больше и больше. […] Колонна проходит мимо скорбно молчащих людей. Это еврейская делегация, здесь примерно 80 человек… Здесь все, кто остался из живущих в Риге. Сегодня они впервые за три года свободно вышли на улицы». (Газета Cīņa. 21 октября 1944 г.)
130‑й Латышский стрелковый корпус находился в соприкосновении с противником 121 день, из которых 80 дней вел наступательные бои на главных направлениях ударов советских войск на территории Латвийской ССР. До 18 тысяч воинов латышских формирований были награждены боевыми орденами и медалями. Трое из них получили звание Героя Советского Союза. Это младший лейтенант Янис Вилхелмс, гвардии капитан Михаил Орлов (посмертно) и гвардии подполковник Янис Райнбергс (посмертно).
ЛИТВА
18 декабря 1941 г. по просьбе ЦК КП(б) Литвы и правительства Литовской ССР Государственным комитетом обороны СССР была сформирована 16‑я Литовская стрелковая дивизия. Боевое крещение дивизия получила 21 февраля 1943 года под Орлом. Сотни воинов были удостоены первых боевых наград.
5 июля 1943 года началось одно из крупнейших сражений всей войны — Курская битва. 16‑я Литовская дивизия в составе 48‑й армии приняла активное участие как в оборонительном сражении, так и в контрнаступлении.
В ноябре — декабре 1943 года 16‑я Литовская стрелковая дивизия участвовала в окружении Езерищенской группировки противника и освобождении города Городок. Войскам и технике пришлось продвигаться без дорог, по болотистой затопленной местности, непроходимой для любых видов транспорта. Невозможно было вырыть землянки. Вместо углублений в земле бойцы стали строить накаты из бревен, переложенных мхом. За эту воинскую работу 93‑й отдельный инженерный батальон 16‑й дивизии был отмечен благодарностью командования ударной армии, объявленной всему его личному составу.
В наступательной операции 1‑го Прибалтийского и трех Белорусских фронтов были освобождены вся Белоруссия и значительная часть территории Литовской ССР. 16‑я дивизия участвовала в наступлении войск 1‑го Прибалтийского фронта, обеспечивала правый фланг 4‑й ударной армии и вела бои по разгрому гитлеровских войск в районе Полоцка. После освобождения этого города Литовская дивизия получила приказ пройти форсированным маршем более 500 км и сосредоточиться у Шяуляя.
16‑я стрелковая отличилась при отражении контрнаступления под Шяуляем, предпринятого немцами с использованием до 800 танков и штурмовых орудий. Дивизия оборонялась трое суток. Более 400 воинов за эти бои были награждены орденами и медалями.
«Литовцы здесь стеной стояли, отразили все атаки противника, разгромили его и защитили город», — говорилось в приказе командования о боевых действиях дивизии под Шяуляем».
27 января 1945 года в составе 4‑й ударной армии дивизия предприняла наступление на Клайпеду, которую советским войскам не удалось взять в ходе октябрьского наступления 1944 года. Город взяли за сутки. За боевые действия при освобождении Клайпеды, в результате которых территория Литовской ССР была окончательно освобождена от немецко-фашистской оккупации, дивизии было присвоено наименование «Клайпедская». 167‑й стрелковый полк, первым ворвавшийся в Клайпеду, был награжден орденом Красного Знамени.
ЭСТОНИЯ
8‑й Эстонский стрелковый корпус был сформирован 25 августа 1942 года по предложению партийных и государственных органов Эстонской ССР как национальное формирование на базе 7‑й и 249‑й Эстонских стрелковых дивизий. 80% бойцов составляли этнические эстонцы.
6 декабря 1942 года командующий Калининским фронтом отдал приказ о передвижении корпуса в Великие Луки. В этот же день в условиях полного бездорожья, при обильном снегопаде эстонские части пошли на позиции, совершив 130‑километровый марш.
Всё это требовало от воинов большого напряжения сил. Из-за недостатка транспорта бойцам приходилось нести на себе тяжелое вооружение и другие грузы. Люди помогали лошадям вытаскивать повозки, пушки, застревавшие в сугробах и на подъемах.
Обе дивизии прибыли на место в срок. Приказ был выполнен.
На командарма Галицкого вид дивизии на марше произвел сильное впечатление. В книге своих воспоминаний он писал так:
«Выглядела дивизия весьма внушительно. Это впечатление усиливалось четким походным порядком, подтянутостью бойцов и командиров. С некоторыми из них я тут же поговорил и убедился, что они прошли хорошую подготовку в период учебы. Командиры обнаружили отличную осведомленность относительно действий в современном бою, бойцы продемонстрировали хорошие знания оружия. Чувствовалась также высокая дисциплина, организованность подразделений».
Эстонским соединениям еще только предстояло боевое крещение. Комкор Л. Пэрн сказал командарму Галицкому, что почти две трети их командного состава, 8 из каждых 9 сержантов и 92,5% рядовых пока «не нюхали пороха».
Великолукская операция продолжалась 58 дней — с 24 ноября 1942 года по 20 января 1943 года. 8‑й Эстонский корпус активно участвовал в ней в течение 42 дней — с 10 декабря 1942 года по 20 января 1943 года. Почти всё это время (37 дней) части корпуса непрерывно вели атаки. Ими уничтожено свыше 3500 гитлеровцев и взято в плен 1554 человека, в том числе 61 офицер, уничтожено 123 дзота, 261 огневая точка, 12 танков, 10 орудий и 21 миномет, артиллерийским огнем подавлено большое число целей, взяты богатые трофеи.
Сражение в Великих Луках стало боевым крещением корпуса, его бойцы проявили массовый героизм; те воины, которые ранее не участвовали в боях, стали опытными солдатами. За проявленные в боях под Великими Луками героизм и отвагу было награждено 949 воинов Эстонских дивизий: орденом Красного Знамени — 19, орденом Отечественной войны I степени — 13, орденом Отечественной войны II степени — 22, орденом Красной Звезды — 203, медалью «За отвагу» — 390, медалью «За боевые заслуги» — 302. Это данные по состоянию на май 1943 года; награждения за подвиги в Великих Луках продолжались и позже. Число награжденных стало впоследствии указываться как 1386.
8‑й Эстонский стрелковый корпус в составе Ленинградского фронта внес значительный вклад в освобождение Эстонии, приняв участие в трех фронтовых наступательных операциях: Нарвской, Таллинской и Моонзундской.
Перед началом боев за освобождение Эстонии личный состав дивизии корпуса состоял: из эстонцев — на 89,5%, русских — на 9,3%, других национальностей — на 1%.
«Срам один, если не попадем в Таллин! Утром 22 сентября Таллин должен быть освобожден, и сделаете это вы!» — заявил комкор Пэрн.
Подразделения Эстонского корпуса и рота 27‑го отдельного танкового полка ворвались в Таллин 22 сентября.
В городе оборонялась сильная группа пехоты противника с танками, которая должна была обеспечить эвакуацию оставшихся войск и различных ценностей морем. Сопротивление противника было сломлено решительными действиями танковых и стрелковых частей. В штабе корпуса получили радиограмму от полковника В. Вырка: «Ведем бой в Таллине». Она была передана открытым текстом. Затем радиограмма: «Заняли вокзал». Следом: «На “Длинном Германе” развевается красный флаг». И наконец: «Бои прекратились, наводим порядок».
17 июня 1945 года состоялся парад корпуса победителей в Таллине. Ровно в 15 часов колонна корпуса вошла в центр столицы. На коне, в парадном мундире, под аплодисменты и крики «ура!» жителей Таллина впереди ехал командир корпуса генерал-лейтенант Лембит Пэрн. Площадь была усеяна цветами, люди, не скрывая слёз, плакали от радости. Победители под развернутыми знаменами торжественным маршем прошли по площади Победы.
Через несколько дней, 24 июня 1945 года, сводный взвод корпуса (40 рядовых и сержантов и 5 офицеров) принял участие в Параде Победы в Москве. Одна дивизия, шесть полков и один дивизион корпуса стали орденоносными. Пять раз в честь соединения и частей корпуса салютовала Москва. Величайшим признанием заслуг корпуса был приказ народного комиссара (наркома) обороны СССР от 28 июня 1945 года о переименовании его в 41‑й гвардейский Эстонский Таллинский стрелковый корпус.