В понедельник по улицам Риги в очередной раз строем прошли ветераны Латышского легиона СС под руку с представителями своего молодого «фан-клуба». Шествие собрало порядка полутора тысяч человек. Активизировались в эти дни и адвокаты «латышских легионеров», которые не первый год пытаются объяснить, почему местные коллаборационисты — «особенные, героические». Есть ли шанс найти modus vivendi для про- и антифашистских взглядов на прошлое Латвии в контексте Второй мировой войны?
Легионеры 16 марта, как обычно, шли в эсэсовской форме под латвийскими флагами, снова дав понять, насколько для них тесно связана атрибутика службы Третьему Рейху с основами современной латвийской государственности. За три дня до этого в журнале IR вышла статья под интригующим названием
Дескать, хоть лоб расшиби, но русские упорно продолжают считать людей, воевавших на стороне Третьего Рейха в эсэсовской форме с эсэсовскими штандартами в руках и дававших присягу Гитлеру… фашистами и нацистами! Хоть убейте.
Вряд ли Гулбис осознает, что бой за признание русскими латышских коллаборационистов как героев не только проигран, он лишен смысла. Русские даже о своих союзниках Рейха, тоже сражавшихся формально за «независимую от большевистского ига Россию», как правило, крайне низкого мнения. Почитатели генерала Власова и иже с ним считаются маргиналами.
«Адвокаты легионеров» утверждают, что от добровольческого в легионе было только одно название, и что в протоколе Нюрнбергского трибунала даже имеется оговорка по этому поводу. Но необязательно знать наизусть «Майн Кампф», искренне верить в расовую теорию Гитлера и непосредственно участвовать в военных преступлениях, чтобы быть фашистом. Весь мир считает нацистскую Германию и соратников по «Оси» историческим воплощением абсолютного зла, блоком режимов-агрессоров и поработителей.
Словом, в приличном обществе фашистскую чуму не делят на темно-коричневую и светло-коричневую.
При этом латвийские «адвокаты легионеров», как часто бывает, когда дело доходит до вопросов о прибалтийской демократии, предпочитают не обращать внимания на соседей по ЕС.
В Германии не то, что службу в СС не принято афишировать, — о любой косвенной принадлежности к Вермахту вспоминать, как минимум, неловко, независимо от личных мотивов и жизненной ситуации, в которой оказался тот или иной солдат. Отто Байсхайм, основатель всемирно известной сети магазинов Metro, скажем, всю войну прослужил в дивизии СС «Лейбштандарт Адольф Гитлер». Пресса связывает этот факт его биографии с последующей необычайной скрытностью: Байсхайм совсем не любил появляться на публике и не давал интервью. Не возникало желания дефилировать по площадям и проспектам в старой форме и у главы концерна Aldi Карла Альберхта, получившего ранение на Восточном фронте. Не выпячивал «боевую молодость» и Рудольф-Август Эткер, основатель продовольственной компании Oetker-Gruppe. Обучаясь в офицерской школе СС, он посещал курсы при Дахау, чьи узники
Эти люди не совершали военных преступлений, успешно прошли денацификацию и нашли себя в мирной жизни. Это касается не только миллиардеров. Совсем недавно умер немецкий танкист-ас Отто Кариус. Он написал мемуары и до конца дней скромно заведовал маленькой аптекой. О прошлом напоминало лишь ее название — «Тигр». Отто не был затворником, не скрывал того, кем он являлся. Когда к нему наведывались журналисты и энтузиасты военной истории, иной раз он мог извлечь и показать рыцарский крест, полученный от фюрера.
Но ему и в голову не могло прийти вырядиться в старую униформу и торжественно гулять по ней по городу, даже если бы он хотел всего-то принести цветы к могилам павших друзей.
Швеция вовсе была нейтральной державой (правда, предоставляла немецким войскам транзит через свою территорию). Тем не менее, когда выяснилось, что создатель IKEA Ингвар Кампрад по молодости был активистом профашистской шведской организации, сотрудничающей с Германией, ему пришлось неоднократно каяться и рассылать своим работникам письма с извинениями.
Если симпатизанты латышских коллаборационистов все же желают как-то донести до местных русских свое видение латышских легионеров СС, объяснить особенности своей исторической памяти, то добиться этого можно разве что через покаяние, как в случае с европейскими «братьями по оружию», а не через торжественные марши «победителей» 16 марта. Но вряд ли им под силу усидеть дома.