Когда говорят о советской архитектуре, обычно подразумевают ее величественные образцы сталинского периода, когда в искусстве воцарился стиль историзм с его тяготением к классике. Но, сочетая несочетаемое, архитекторы 30–50‑х годов соединяли строгие античные формы с барочной вычурностью и помпезностью декора, также отдавая предпочтение гигантским, излишним размерам перед лаконичными.
Этими особенностями характеризуется, к примеру, сооруженное на Михайловской площади Киева здание ЦК КП(б) Украины, где располагается сейчас Министерство иностранных дел. Его проектировал в 30‑е годы ленинградец Иосиф Григорьевич Лангбард, и оно должно было стать частью титанического административного комплекса, воплотить который в жизнь не представилось возможным.
Вторая половина 30‑х годов ознаменовалась на Украине, в частности, и постройкой Дома Совета Народных Комиссаров УССР, который является самым крупным зданием административного назначения в Киеве.
Проект его принадлежит архитектору Ивану Александровичу Фомину, видному деятелю неоклассицизма, который трудился над данной работой в 1935 году в соавторстве с Павлом Васильевичем Абросимовым.
Надо отметить, что с разработки проекта до окончания строительства столь грандиозного сооружения прошло всего три года.
В настоящее время в нём располагается украинский Кабинет министров.
Ровесником его было здание штаба Киевского особого военного округа, проектировал которое советский художник и архитектор Сергей Викторович Григорьев. Чтобы обойти существующие на тот момент запреты, фактическая постройка нового дома была окрещена реконструкцией двух старых, возведенных еще в конце предыдущего столетия.
Это отличительная черта и интересная особенность данного памятника советской архитектуры, вобравшего в себя, как порой вбирает дерево телеграфный столб, две старинные постройки, из-за чего стены его могут потягаться толщиной с каким-нибудь замком романского периода.
Несмотря на то что время постройки практически совпадает со временем строительства Дома НКВД, стиль его несколько другой. Классические и барочные элементы в нём также присутствуют, но как дополнение к задающему тон стилю советского монументализма. Сейчас здесь находится Администрация Президента Украины.
Куда более сдержанными и скромными по размерам стали здания в 40–50‑е годы.
Советский неоклассицизм на Украине приобретает большую «классичность», а архитектурные излишества практически сходят на нет в тяжелое послевоенное десятилетие.
Примером тому Академический русский драматический театр имени Луначарского в ныне российском Севастополе, спроектированный архитектором В. Пелевиным и построенный в 1951–1957 годах.
К этому же периоду относится достроенный к концу 1958 года Дворец культуры имени «Молодой гвардии» в городе Сорокино (бывшем Краснодоне). Величественное здание сочетает в себе неоклассические элементы и нотки традиционного украинского орнаментального декора. Монументальное сооружение гораздо внушительнее своего севастопольского собрата, но также производит впечатление цельности и изысканности.
Отступая несколько в сторону, скажем пару слов и о старейшем заведении здравоохранения этого города — о здании Второй городской больницы. Она относится к более раннему времени, ее постройка завершилась в 1926 году, а сама она тяготеет скорее к стилю конструктивизма, господствовавшему на Украине до начала 30‑х годов. Больница действующая, хоть и страдает от острого недостатка финансирования.
Пожалуй, не менее, а то и более интересным периодом в истории украинской советской архитектуры, чем сталинский ампир, является время так называемой «космической архитектуры», пришедшееся на последние два десятилетия существования Советского Союза.
Именно тогда создавались проекты зданий, которые больше похожи на разработки звездных кораблей и инопланетных баз, нежели на обычные сооружения из камня и бетона. Разумеется, так выглядели не жилища простых смертных граждан, а различные административные и ведомственные здания, но и по ним складывается впечатление об эпохе — неоднозначной, но, без преувеличения, значительной. Тяготение тогдашних зодчих к идеальным формам — кругу и квадрату — давало поистине фантастические плоды.
Далеко за примером ходить не надо: Институт научно-технологических исследований и развития, построенный в Киеве в 1971 году, явственно напоминает видавшую жизнь летающую тарелку, приземлившуюся на крышу вытянутого здания и промявшую ее своим немалым весом.
А в Киевском крематории, также спроектированном в начале 70‑х годов и активно действующем и поныне, вполне могло бы расположиться марсианское правительство или завод по производству космического флота для вторжения на Землю.
Одним из его создателей был выдающийся архитектор Авраам Милецкий, чья творческая карьера была связана с Украинской ССР до прекращения ее существования в 1991 году.
Пожалуй, большинство его проектов можно отнести к жемчужинам советской архитектуры.
И если поначалу, пока он работал вместе с коллегами под руководством других архитекторов, его авторский стиль проявлялся не столь явственно (в пример можно привести здание гостиницы «Украина» в Киеве, ранее носившей название «Москва»), то более поздние его работы, где руководителем выступал уже он сам, раскрывают его во всей красе.
Но даже и для ранних работ с его участием характерна глобальность замысла, который зачастую приходилось значительно упрощать перед воплощением в реальность. Например, та же упомянутая гостиница изначально, в первой половине 50‑х годов, планировалась куда более высокой, нежели получилась в итоге, когда строительные работы завершились в 1961 году. Ее имеющиеся шестнадцать этажей были лишь частью задуманного, а венчать сооружение должен был острый шпиль.
Та же участь постигла и другую гостиницу, построенную по проекту Милецкого много позже, в 1984 году. Речь идет о гостинице «Салют», что на площади Славы в Киеве. Она задумывалась гораздо выше, но решение сверху урезало «лишние» этажи еще на стадии проектирования.
Перед нами снова образец вышеупомянутой «космической» архитектуры, и вправду напоминающий посольство внеземной цивилизации из какого-нибудь романа братьев Стругацких.
Конечно, кроме столицы Украинской ССР, активное строительство велось в данный период и в других городах. Чего стоит одно только здание Летнего театра имени Валерия Чкалова в Днепропетровске, возведенного ко Дню строителя в 1978 году. Оно должно было стать символом ударного труда советских строителей и архитекторов. Его проект создавал крупный деятель искусства зодчества того региона Олег Борисович Петров.
Конструкция здания уникальна как с архитектурной, так и с инженерной точки зрения и носит название «гиперболический параболоид», сокращенно «гипар»; подобных ей в Советском Союзе не существовало на тот момент. Театр, напоминающий огромную ракушку, по праву считается одной из достопримечательностей города.
Закончим, пожалуй, на еще одном почти неопознанном летающем объекте, правда лишенном верха, но оттого не менее футуристическом. Речь идет о Хмельницком областном литературно-мемориальном музее Николая Островского, открытом в1979 году в Шепетовке, с которой была связана молодость писателя.
Хотя по замыслу архитекторов М. Гусева и В. Суслова внушительное кольцо, внутри которого и размещается экспозиция музея, должно было символизировать памятный венок, а мощные пилоны — держащие его руки, трудно отделаться от неких неоформленных ассоциаций на космическую тему.
Застывшие в камне: советская архитектура в Эстонии
Застывшие в камне: советская архитектура в Беларуси
Застывшие в камне: советская архитектура в Латвии
Застывшие в камне: советская архитектура в Литве
Застывшие в камне: советская архитектура в Польше
Застывшие в камне: советская архитектура в Грузии