На этой неделе руководство Литвы отвергло очередные предложения «Газпрома» по достижению компромисса в вопросе цен на газ. Подобный сценарий повторяется за время работы правительства А.Буткявичюса не первый раз. Вокруг каких вопросов ведется спор, и почему сторонам не удается прийти к общему знаменателю, портал RuBaltic.Ru поинтересовался у заведующего сектором «Экономика и финансы» Экономического департамента Института энергетики и финансов (РФ) Сергея АГИБАЛОВА:
- Сергей Викторович, «Газпрому» и Литве уже довольно долгое время не удается найти общий язык относительно цен на газ. Каким образом формируется цена на газ для Литвы?
- Цена на газ для Литвы действительно отличается в большую сторону как по сравнению с соседями, так и Германией. По итогам 2013 г. средняя цена импорта для Латвии и Эстонии составила $416 и $411 за тысячу куб. м, а для Литвы - $483 долл. Средняя цена российского газа на границе Германии по итогам 2013 г. - $400 за тысячу куб. м.
Но назвать эту цену необоснованной нельзя. Наоборот, она более чем обоснована. Согласно действующему договору и согласованной формуле цены в 2008 г. имеет место строгая привязка к ценам на нефть и нефтепродукты на европейском рынке.
Привязка цен на газ к нефти и нефтепродуктам наиболее распространенная практика во всем мире. При этом, чтобы избежать излишней волатильности, обычно в контрактах используются средние цены за период в шесть-девять месяцев и некая базовая цена на газ. Если вспомнить, что средняя цена на североморский сорт нефти Брент во втором-четвертом кварталах 2007 года составляла $78 за баррель, а в этом же периоде 2013 г. - $109 за баррель (рост на 40%), то и не удивительно, что цена на газ выросла на сопоставимую величину - с $330 за тысячу куб. м в первом квартале 2008 г. примерно до $475 в четвертом квартале 2013 г. (рост на 44%).
- Но почему же тогда цена на газ у соседей ниже?
- Это обусловлено несколькими причинами. Во-первых, с каждой страной подписан разный договор, подразумевающий разную базовую цену (в зависимости от даты пересмотра договора) и привязку к определенному набору нефтепродуктов.
Здесь весьма нагляден пример Украины. Новый договор с Украиной заключали в январе 2009 г., на пике цен на газ на европейском рынке, поэтому в договоре фигурирует очень высокая базовая цена ($450 за тысячу куб. м). В результате, когда закончился период различных скидок, а цена на нефть выросла, Украина получила очень высокую контрактную цену (свыше $500 за тысячу куб. м).
Во-вторых, ряд клиентов «Газпрома», в том числе в Германии, получили скидки в 2011-2012 гг. Без этих скидок цена для Германии была бы как минимум на $40-50 за тысячу куб. м выше.
Третий важный аспект - рыночное положение того или иного покупателя, наличие других поставщиков, объемы потребления и прочее.
Отдельный важный аспект - отношения с поставщиком. Если цель – долгосрочное взаимовыгодное сотрудничество, то поставщик и потребитель всегда найдут общий язык.
Если же потребитель негативно воспринимает поставщика уже только на той основе, что он представитель России, и мечтает о том, чтобы построить СПГ-завод и уйти от российского газа, то параметры цен явно будут другими.
Сюда же стоит и отнести регуляционную сферу, а именно условия имплементации Третьего энергетического пакета. Правительство Литвы само выбрало наиболее жесткий вариант внедрения Третьего пакета, что негативно сказывается на «Газпроме».
На этом фоне говорить о каких-либо скидках для Литвы было неуместно. В соседних странах, в частности Латвии, где «Газпром» также присутствует, внедрение Третьего пакета было реализовано в более мягком варианте.
- Кроме того, Литва обратилась в Стокгольмский арбитраж, требуя с «Газпрома» компенсацию за «переплаченный» газ. Насколько, на Ваш взгляд, велики шансы Литвы выиграть дело? Были ли аналогичные случаи ранее?
- Прецедентов обращения в арбитраж и успешного оспаривания сложных вопросов существует немало. Среди крупных – Венский арбитраж постановил пересмотреть формулу стоимости газа, поставленного «Газпромом» компании RWE (компания Германии, занимающая после E.ON второе место по объёмам продаж природного газа на немецком рынке – прим. RuBaltic.Ru) с мая 2010 г. Согласно постановлению арбитража, «Газпром» должен вернуть немецкой RWE более 1 млрд евро.
Во многих случаях были достигнуты досудебные соглашения. Так, немецкий энергохолдинг E.ON смог пересмотреть контракты с конца 2010 г.
Но здесь отмечу, что суммы, о которых ранее заявляла литовская сторона, очень завышены. Если отталкиваться от цен газпромовских поставок в Германию, то условная переплата может составить лишь 500 млн долл. за период с 2009 по 2012 гг.
До этого, наоборот, в период до 2008 г. включительно Литва была бенефициаром существенно более низких цен на газ (см. график ниже – прим. RuBaltic.Ru). Этот выигрыш за период с 2001 по 2008 г. можно оценить в $1,8 млрд. Так что общий счет не в пользу Литвы.
Например, в 2006 г. «Газпром» поставлял газ в Германию по цене в $293 за тысячу куб. м, а цена для Литвы была всего лишь $128. Соответственно только за тот год «недополученная» выручка для «Газпрома» составила $494 млн.
- Каким образом сейчас можно снизить цену на газ для Литвы?
- Все просто: для снижения цены необходим взаимный компромисс. Во-первых, необходима гарантия долгосрочных поставок (на 10-15 лет). Во-вторых, привлекательная регуляторная среда, о чем я и говорил выше.
- Насколько политизированы, на Ваш взгляд, данные переговоры? К примеру, на днях «Газпром» представил Литве новые условия урегулирования конфликта, но президент и премьер Литвы в очередной раз назвали их неприемлемыми. Возможно ли, что литовское руководство в принципе не настроено на достижение компромисса с «Газпромом»?
- Политики в переговорах по газу с российской стороны нет, а ретивость Вильнюса в отношении Третьего энергопакета заставляет задуматься, что именно он преследует политические цели.
Политические осложнения между Россией и Литвой затрагивают, скорее, сферу торговых отношений (литовский импорт в Россию), но обычно краткосрочны. Примером тому служат различные молочные и сырные конфликты, которые обычно длятся лишь пару месяцев.
График динамики цен на газ "Газпрома" для Литвы и Германии
Источники: МВФ, Евростат, ИЭФ
Справка RuBaltic.Ru:
Сергей Агибалов
Основная экспертиза: макроэкономика (СНГ), энергоэффективность, энергетика и изменение климата, внешняя торговля.
До прихода в Институт энергетики и финансов Сергей работал в ЮНЕСКО-Центре МГУ по морской геологии и геофизике и принимал участие в исследованиях в области газовых гидратов, затем в нефтесервисной компании «ДЕКО-Геофизика».
Окончил геологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова в 2004 году по специальности геофизика. В 2001 году в Тунисе проходил стажировку в нефтесервисной компании Шлюмберже (Schlumberger) В 2003 году стажировался в Бременском Университете, на факультете наук о Земле.
Продолжив свое образование, в 2004 году окончил с отличием Московскую Школу Экономики МГУ и получил степень магистра экономики. В магистерской диссертации Сергей представил прогноз развития Европейского газового рынка и перспективы поставщиков природного газа.