Польская компания «Orlen» объявила о тяжёлом финансовом положении литовского нефтеперерабатывающего завода «Orlen Lietuva» – единственного НПЗ в странах Балтии. «Orlen Lietuva» – это бывший Мажейкяйский НПЗ, судьба которого характерна для советского индустриального наследия в Литовской республике. Мажейкяйский НПЗ прошёл тот же путь, что и другие крупные индустриальные объекты советского периода, прежде всего, Игналинская АЭС: курс на инфраструктурное размежевание с Россией, замена экономического подхода политическим, дрязги политиков вокруг предприятия, в итоге его полный упадок и сплошные убытки.
Мажейкяйский НПЗ был открыт в 1979 году. Он стал первым и единственным нефтеперерабатывающим предприятием в Прибалтике и последним нефтеперерабатывающим предприятием в СССР. Завод был оснащён всем необходимым оборудованием для выпуска качественных нефтепродуктов. Ключевой особенностью предприятия было то, что оно создавалось как часть единого инфраструктурного комплекса, обеспечивающего поставки советской нефти и продуктов нефтепереработки в Европу. Во-первых, НПЗ был построен на ответвлении нефтепровода «Дружба», во-вторых, от завода был построен нефтепровод в направлении побережья Балтийского моря, реверсные характеристики которого позволяли одновременно осуществлять экспортные поставки нефтепродуктов и получать нефть для переработки в Мажейкяе.
Именно включение Мажейкяйского НПЗ в единую энергетическую и логистическую инфраструктуру СССР в условиях постсоветской Литвы оказалось для предприятия роковым.
Для российских нефтяных компаний с середины 1990-х годов было очевидно, что для оптимизации управления завод, на который поставляется российская нефть через российский трубопровод, тоже должен быть российским. Поэтому НПЗ несколько раз пытался купить «ЛУКОЙЛ». Однако литовский истеблишмент уже в 1990-е воспринимал восстановление экономического пространства СССР по производству, переработке и транспортировке нефтепродуктов как угрозу своей независимости со стороны России. В результате Мажейкяйский завод в 1998 году был продан американской компании «Williams». Это решение пролоббировали тогдашний президент республики Валдас Адамкус и спикер Сейма Витаутас Ландсбергис, развернувшие в литовских СМИ настоящую информационную войну против российских нефтяных компаний. Выступавший за контракт с «ЛУКОЙЛ» и экспорт на НПЗ сибирской нефти премьер-министр Роландас Паксас был обличён элитами как «агент Москвы» и отстранён от должности – сюжет, который с тех пор повторялся неоднократно.
Правительство Литвы выдало американцам кредит, весьма существенный для литовского бюджета – несколько сотен миллионов долларов, а также обеспечило «Williams» ряд преференций, например, повысило таможенные пошлины на ввоз топлива в Литву. Американцы обещали, что уже в 2002 г. концерн станет нефтяной компанией мирового класса, начали внедрять западные стандарты управления и разрабатывать стратегическую программу развития «Mazeiku Nafta».
Однако испорченные отношения с российскими поставщиками быстро дали о себе знать: «ЛУКОЙЛ», а вслед за ним и другие российские компании наотрез отказались поставлять свою нефть в Мажейкяй. Менеджеры НПЗ принялись за разработку альтернативных источников поставок: посещали Казахстан и другие страны Каспийского региона, и даже Персидский залив. Ничем не напоминает сегодняшние поиски поставщиков дешёвого сжиженного природного газа ради «обретения энергетической независимости» от России?
Эта аналогия для литовских властей показательна: никаких альтернативных поставщиков заводу, созданному для переработки российской нефти, найти, конечно, не удалось.
Объём переработки сырья за отсутствием надёжного поставщика был резко сокращён, сутки простоя обходились в полмиллиона долларов, «Williams» объявила, что не сможет вернуть взятые кредиты, поскольку предприятие не приносит прибыли. Крупнейшее предприятие Литовской республики обанкротилось.
«Мы постоянно ожидали, что «Mazeikiu nafta» всё-таки выберется из убытков и начнёт приносить прибыль, однако этого не случилось. Вести такой бизнес без поставщиков невозможно. «Mazeikiu nafta» обанкротилась, хотя официально никто этого не признал, — и компания «Williams» ушла», - заявил по итогам первой части этой эпопеи президент Адамкус. Примерный ущерб от приватизации НПЗ был оценен в 1,5 млрд. литов. Избранный президентом, в том числе, на фоне этого скандала Роландас Паксас назвал сделку с американцами «вредительством национального масштаба» (за что вскорости был подвергнут импичменту).
Далее за предприятие в Мажейкяе боролись «Роснефть» и «ЛУКОЙЛ», однако литовские власти в 2006 году предпочли им польскую компанию «Orlen», купившую НПЗ за 2,8 млрд. долларов. И снова в той грандиозной политической кампании, которую развернули литовские правые, требовавшие во что бы то ни стало не допустить продажи Мажейкяйского НПЗ россиянам, не было ни одного экономического аргумента – сплошь политические.
«Литве в отношении и политической, и национальной безопасности нужно не допустить, чтобы «Mazeikiu nafta» досталась российским компаниям, то есть возрождаемой и расширяемой российской энергетическо-политической империи», - заявлял в 2006 году моральный лидер литовских консерваторов, «отец литовской демократии» Витаутас Ландсбергис.
«Департамент госбезопасности Литвы оценивает переход «Mazeikiu nafta» «Роснефти» как угрозу национальной безопасности республики», - вторил ему лидер СО-ХДЛ, будущий премьер-министр Литвы Андрюс Кубилюс. В результате история пошла по второму кругу: российская «Транснефть» «прекратила экспортные поставки в латвийский Вентспилс, а также на литовский НПЗ. Сырьё для переработки пришлось импортировать танкерами, что, естественно, сказалось на его себестоимости. В дальнейшем разговоры о привлечении на предприятие российских инвесторов поднимались ещё несколько раз: предполагалось, что поляки продадут Мажейкяйский НПЗ (ныне «Orlen Lietuva») то TNK-BP, то «Роснефти». Но дальше разговоров дело не заходило. Может быть, предприятие просто перестало быть интересным российским инвесторам из-за политических рисков – необходимости в очередной раз сталкиваться с литовскими консерваторами?
В итоге в настоящий момент одно из крупнейших предприятий-налогоплательщиков Литовской республики – «Orlen Lietuva» (оно же Мажекяйский нефтеперерабатывающий завод) - снова находится на грани банкротства. На предприятии введено антикризисное управление, цифра планируемого сокращения сотрудников постоянно растет: на данный момент это 135 человек.
Среди причин тяжёлого финансового положения руководство предприятия называет демонтаж железнодорожного полотна на участке 19 км «Литовскими железными дорогами», что существенно усложнило экспорт нефтепродуктов в Латвию и Эстонию; высокие тарифы «Lietuvos gelezinkeliai» на перевозку (белорусским конкурентам, например, ЛЖД предоставляют тарифы на 30% ниже), а также потерю украинского рынка в связи с политическим кризисом – Украина до сих пор была основным импортёром продукции Мажейкяйского НПЗ. Все эти причины прямо или косвенно связаны с деятельностью политического руководства Литвы. С нефтеперерабатывающим заводом политическая элита Литвы все эти годы действовала по той же схеме, что и с другими оставшимися в наследство от СССР индустриальными объектами, прежде всего, с Игналинской АЭС. Уничтожение нормальной работы предприятия, политический подход вместо финансово-экономического, нереализуемые с точки зрения экономики и здравого смысла проекты качественного преобразования предприятия ради его инфраструктурного размежевания с Россией, в итоге упадок и убытки. Кто виноват в таком итоге? Разумеется, Россия.