В Литве приближаются парламентские выборы, и политики начинают выдвигать различные предвыборные обещания, чтобы поднять рейтинги своих партий. В то же время экономическая ситуация вокруг литовского экспорта навязывает свои реалии и вынуждает правительство искать новые источники финансирования для решения назревающих экономических проблем. Портал RuBaltic.Ru решил разобраться, откуда власти Литвы могут взять дополнительные ресурсы и на какие меры они могут пойти.
Главный экономист банка Swedbank Нериюс Мачюлис понизил из-за ухудшения показателей первого полугодия прогноз роста ВВП Литвы на текущий год до 1,8% (официальный прогноз Министерства финансов – 3,6%), подытожив свое видение текущего состояния экономики заявлением об «удивительном» иммунитете и «все меньшей зависимости от России». Трудно поспорить с такими выводами: нет торгово-экономических отношений и рынков сбыта – нет зависимости. Какую выгоду извлекают литовские власти из этой ситуации?
Сокращение литовского экспорта
На днях премьер-министр А.Буткявичюс из-за сокращения экспорта молока и молочных продуктов в Россию на 34% назвал сложившееся положение дел в национальной молочной отрасли «критическим, требующим исключительной помощи». В этой связи глава кабинета министров в очередной раз выразил надежду на получение от Еврокомиссии пострадавшим от российского эмбарго национальным молочным сектором 50 млн евро. В пользу тяжелого положения в одной из ключевых экспортных отраслей говорит и сделанное премьером в не присущей ему манере заявление накануне переговоров в Брюсселе с комиссаром ЕС по сельскому хозяйству Ф.Хоганом, в котором он пригрозил в случае бездействия Еврокомиссии прибегнуть к нерыночным механизмам – узаконить регулирование закупочных цен. По всей видимости, расчет был на то, что брюссельская бюрократия не допустит создания не соответствующего самой природе Евросоюза прецедента, которым могли бы воспользоваться и другие, испытывающие схожие проблемы страны.
Упрекнуть Еврокомиссию в бездействии сложно. В прошлом году она выделила Литве для выплат пострадавшим от эмбарго производителям 14 млн евро. Помимо российских продовольственных санкций негативное влияние на литовских производителей молока оказывает и падение цен на мировом рынке. По данным Департамента статистики, средняя закупочная цена молока в стране за год упала на 24%, а доходы фермеров от продажи молока в январе-июле были на 30% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2014 года. Правительство было вынуждено в качестве первостепенной стабилизационной помощи выделить производителям молока 18,2 млн евро.
За год Литва, несмотря на оптимистические ожидания литовских властей, связанные с открытием новых рынков сбыта (Китай, США, Катар, страны Латинской Америки и т.д.), так и не смогла диверсифицировать свой экспорт. Генеральный директор одного из крупнейших литовских переработчиков Vilkyškių pieninė Гинтарас Бярташюс характеризует текущую экспортную ситуацию следующим образом: «Спустя год мы до сих пор так и не нашли стабильных рынков. Большинство наших нынешних партнеров — разовые. Приходится терпеть убытки».
Внешний экономический негатив обострил и проблемы на внутреннем рынке, где уже достаточно долгое время зреет конфликт между переработчиками молока и продавцами. Председатель правления крупнейшего в странах Балтии молокоперерабатывающего предприятия Marijampolės pieno konservai Раймондас Карпавичюс прогнозирует тяжелые последствия для всего сектора в виду отсутствия взаимопонимания между производителями и продавцами, что повлечет «с течением времени резкое сокращение объемов производства молока». Как подчеркнул предприниматель, о перекосе на внутреннем рынке свидетельствует ситуация, при которой на фоне снижения переработчиками закупочных цен на молоко устанавливаемые продавцами цены в магазинах не меняются. Литовские же власти предпочитают не спешить с денежными вливаниями в проблемный сектор экономики, пытаясь переложить решение собственных проблем на Брюссель.
Предвыборные обещания
Чем объясняется такое поведение? Очевидно, приближающимися парламентскими выборами и началом активной избирательной кампании, где на реализацию повестки властям потребуются дополнительные средства. Лидер правящей коалиции, социал-демократ А.Буткявичюс уже отметился рядом громких социально-значимых заявлений. По мнению премьера, правительство в состоянии уже с января — а не с июля следующего года, как планировалось ранее — повысить пенсии. В пользу этого говорит и заявление экономиста Н.Мачюлиса, который связывает ускорение экономического роста в следующем году с приближающимися парламентскими выборами, «поскольку появится возможность увеличить пенсии, зарплаты госслужащих, что окажет прямое позитивное воздействие на рост экономики».
Министр социальной защиты и труда Альгиманта Пабединскене ранее утверждала, что увеличение пенсий в среднем на 6% (ориентировочно — 16 евро) потребует из Фонда государственного социального страхования Sodra 75 млн евро, а из госбюджета — 10 млн евро. Правительство с 1 июля текущего года уже увеличило базовую пенсию на 3 евро (до 108 евро) с одновременным повышением страховых отчислений на 3 евро.
Новые налоги как источник средств
За счет чего правительство планирует высвободить дополнительные резервы для реализации своих предвыборных обещаний? За счет введения новых налогов и увеличения нагрузки на бизнес.
На днях правительство одобрило поправки к Закону об акцизах, согласно которым с нового года вводится дополнительный налог на используемый для отопления природный газ. Литовские власти обуславливают ввод акциза требованиями директивы ЕС от 2003 г., в которой предусматривалась отсрочка на 10 лет. Вместе с тем до сегодняшнего дня ничто не мешало властям игнорировать европейское законодательство. Согласно расчетам Министерства финансов, эта мера будет способствовать поступлению в госбюджет дополнительных доходов в размере 3,1 млн евро.
В свою очередь Министерство энергетики Литвы активно продвигает изменение модели ценообразования терминала сжиженного природного газа в Клайпеде. Предполагается вместо так называемой «составляющей безопасности», которая уплачивалась в зависимости от приобретенного количества газа, ввести «модель газовых мощностей», согласно которой потребители будут платить за имеющиеся максимальные мощности природного газа. Все это, по замыслу властей, должно в 2016 г. оптимизировать издержки на содержание инфраструктуры, высвободив 5 млн евро.
Не обошло правительство своим вниманием и такой сектор экономики, как добыча полезных ископаемых. Внесены поправки в Закон о государственных природных ресурсах, предусматривающие увеличение налога на добычу янтаря, который должен составить 20% от рыночной стоимости (с 20 евро до 280 евро за килограмм, если фракция янтаря величиной до 40 мм, и до 900 евро за килограмм, если фракция — более 40 мм). По оценкам Министерства окружающей среды, размер подтвержденных запасов янтарного месторождения в Юодкранте составляет 112 тонн, что позволит, благодаря новой налоговой шкале, получить за 20 лет его разработки 41 млн евро доходов (ежегодно – 2 млн евро).
Правительство для повышения налогового администрирования также предпринимает конкретные шаги и на региональном уровне. Под прицел попала туристическая отрасль, где на курортах со следующего года вводится налог на въезд. Так, в Паланге на период высокого туристического сезона с 15 мая по 15 сентября налог на въезд в город будет взиматься в размере 5 евро в день. Неделя на автомобиле обойдется в 25 евро, две — в 50, три — в 75, месяц — в 100 евро. Стоимость абонемента на весь сезон — 300 евро. С учетом того, что 99% отдыхающих приезжают на курорт на автомобилях (порядка 750 тыс. автомобилей), власти планируют за счет нового налога ежегодно пополнять бюджет на 2–3 млн евро.
И это — далеко не все сферы, где власти могли бы найти дополнительные резервы. Осталось ввести налог, как и во всех других странах ЕС, на транспорт и недвижимость. И тогда наступит всеобщее процветание и благополучие. Здесь возникает законный вопрос: хватит ли у власти политической воли пойти на непопулярные меры накануне парламентских выборов? Вероятно, нет. Что и объясняет увеличение налоговой нагрузки на бизнес, который вынужден будет профинансировать предвыборные обещания и обеспечить преемственность правящей власти.