Россельхознадзор объявил о возможном в ближайшее время запрете на импорт шпрот из Латвии и Эстонии. Этот запрет может обернуться дополнительным ударом по экономикам балтийских стран, которые и так ослаблены из-за санкций и контрсанкций, вводившихся в прошлом году Европейским союзом и Россией в том числе из-за истеричных призывов к этому прибалтийских политиков.
О возможном запрете балтийских шпрот предупредил замначальника управления по инспекционной работе Россельхознадзора Иван Пономарёв. В конце марта Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору РФ обнаружила в латвийских шпротах бензапирен. «Вероятность того, что поставки со всех предприятий Латвии и Эстонии будут запрещены, очень высока», - заявил в связи с этим Пономарёв.
К решению запретить прибалтийские шпроты эксперты Россельхознадзора пришли после проверки пяти рыбоконсервных предприятий в Латвии и четырёх в Эстонии. «Инспекторы были глубоко озабочены тем, что увидели: признать действенной систему контроля безопасности продукции, в том числе и по бензапирену, невозможно», - говорит представитель российского ведомства об итогах этих проверок.
Бензапирен – это канцероген, образующийся при сгорании, он относится к первому классу опасных веществ (чрезвычайно опасные), потому что оказывает мутагенное воздействие, способное привести к образованию раковой опухоли, к мутации плода у беременных. В шпротах, как и в любой пищевой продукции, получаемой в результате горячего копчения, опасность повышенного содержания бензапирена особенно велика. Согласно техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции», предельно допустимое содержание бензапирена для копчёной рыбы составляет 5 мкг/кг.
Нынешняя ситуация — далеко не первая, когда в прибалтийских шпротах находят бензапирен: повышенное содержание этого канцерогена находили не только в России, но и в странах Евросоюза — в прошлом году экспертами ЕС было выявлено 20 случаев обнаружения в латвийских и эстонских рыбных консервах опасных веществ.
Россия ввоз шпрот из Прибалтики уже запрещала: в 2006 году Роспотребнадзором были запрещены латвийские шпроты. Запрет продержался два года, пока Россия не перешла на европейскую норму допустимой концентрации бензапирена в рыбных консервах. Но и после этого российские надзорные органы неоднократно находили в прибалтийской рыбной продукции нарушения уже европейских норм предельно допустимого содержания канцерогенов. Например, в 2013 году по итогам выездной проверки специалистами Россельхознадзора эстонских предприятий «AS Geirom» и «OÜ Saare Fishexport» обнаружилось, что на этих рыбоконсервных заводах не проводились лабораторные исследования рыбы и рыбной продукции по ряду показателей безопасности. В результате ввоз рыбной продукции из Эстонии в Россию был ограничен.
В августе прошлого года шпроты и другие рыбные консервы не попали в список пищевой продукции стран ЕС, на которую Россия объявила эмбарго. Это оказалось ложкой мёда в бочке дёгтя для прибалтийской пищевой промышленности, продукция которой экспортируется прежде всего в Россию. По данным Федеральной таможенной службы, в 2013 году Латвия поставила в Россию сельскохозяйственной продукции почти на 125 млн. долларов (70 тысяч тонн). Рыбные консервы и готовая рыбная продукция в структуре латвийского экспорта составила около 32% (40 млн. долларов), или около 48% в натуральном выражении (33,7 тысяч тонн). После распространения эмбарго на рыбу и готовую рыбную продукцию запрет ещё и латвийских шпрот добьёт эту отрасль окончательно. «Естественно, если запретить и рыбные консервы, это будет ударом для Латвии. Если говорить о пропорциях, то это будет снижение ещё где-то на 20% от объёмов существовавшего до эмбарго экспорта из Латвии в Россию», - говорил по этому поводу мэр Риги Нил Ушаков. В Эстонии экспорт рыбной продукции в Россию в 2013 году составил 15 миллионов евро.
Латвийские и эстонские шпроты могут быть запрещены уже на следующей неделе — своё решение Россельхознадзор обещал объявить в ближайшее время.
Теперь перед представителями двух балтийских стран возникает искушение вновь по старой памяти обнаружить в случившемся политические мотивы и начать кричать о давлении России и новой «торговой войне». Первые заявления в этом духе уже делаются. «Запретили импорт рыбной продукции, но кто-то недоглядел и забыл включить в санкционный список рыбные консервы. В результате доля рыбных консервов из Эстонии и Латвии на российском рынке резко выросла; такую дорогую рыбу, как лосось, там потребляют теперь меньше и предпочитают брать рыбу подешевле — кильку и ряпушку из Эстонии и Латвии, например. А это в России уже не понравилось», - говорит председатель Эстонского рыбного союза Вальдур Ноормяги, по мнению которого проводимые российской ветслужбой проверки до добра никогда не доводили.
Однако профессиональным «борцам с Россией» из Прибалтики на этот раз будет труднее говорить об агрессии и шантаже. Проблема в том, что эпоха «торговых войн» в отношениях между Россией и странами ЕС закончилась: по инициативе, в том числе, прибалтийских деятелей вместо неё началась «война санкций», когда торговые ограничения вводятся не из-за реальных или выдуманных нарушений фитосанитарных норм, а по принципиальным идеологическим соображениям. У России за четверть века накопился избыток оснований, по которым она могла бы ввести санкции индивидуально против стран Балтии за политику, проводимую ими против неё на международной арене.
Если сегодня в Москве говорят, что балтийские шпроты нужно запретить из-за повышенного содержания бензапирена, то нужно в первую очередь изменить систему контроля над безопасностью копчения рыбы и непрерывно вести диалог с представителями российской стороны, работая над исправлением недостатков своего производства.
При этом у латвийских и эстонских чиновников и политиков есть гарантированная возможность добиться введения именно санкций против своих стран, отказавшись что-либо менять в процессе производства шпрот, отвергнув любые претензии к качеству своей продукции и сведя разговор к политическому скандалу – крикам об «имперской агрессии» и «экономическом шантаже». И тогда точно будут санкции против балтийских стран, причём их введёт не Россия — их введут против себя сами Латвия с Эстонией.