Европейский энергетический рынок продолжает двигаться в сторону либерализации. Из трёх Прибалтийских республик лишь Латвии осталось имплементировать Третий энергопакет. Но есть ли у официальной Риги возможность выполнить обязательства перед Брюсселем, достигнув реальной эффективной энергонезависимости, а не её литовского варианта?
Механизм, исходя из которого формируется цена на российские энергоносители, аналитики шутливо именуют «формулой любви». И действительно, ценник на газ зависит от качества и уровня «дружественности» отношений Москвы с европейскими покупателями. Конечная стоимость голубого топлива образуется из издержек на добычу и транзит, географических, экономических и политических факторов.
На протяжении многих десятилетий Советский Союз, а позже и Российская Федерация не давали западным партнёрам ни малейшего повода сомневаться в надёжности поставок энергоресурсов. Однако сильная зависимость от российских поставок заставляет объединённую Европу уже на протяжении 20 лет вынашивать и постепенно реализовывать планы по либерализации энергетического и газового рынков под эгидой «развития конкуренции и снижения цен на энергоресурсы для европейских граждан». Последней знаковой вехой энергополитики ЕС стал Третий энергопакет (ТЭП) реформ, вступивший в полную силу в 2014 году. Направленный на объединение разрозненного энергетического рынка Европы и выравнивание цен, уничтожение национальных барьеров, повышение уровня конкуренции и безопасности поставок, ТЭП устанавливает новые правила игры на энергорынке. Так, Третий энергопакет обязывает игроков топливно-энергетического комплекса разделить бизнес по добыче и транспортировке энергоносителей (ownership unbundling), предоставить доступ к магистралям третьей стороне (third-party access), а также гарантирует потребителям свободу выбора поставщика.
Под благим предлогом заботы о потребителе ТЭП как раз и ставит этих самых потребителей под удар. Наибольшим рискам подвергаются страны Восточной Европы, чья зависимость от российского голубого топлива особенно сильна. Если на пути газпромовских поставок встают законодательные препоны, способные обернуться изменениями цен или перебоями поставок, – заложниками оказываются потребители. Курсом на либерализацию энергетического рынка Брюссель поставил страны Балтии как раз перед подобным вызовом.
Прибалтика является своеобразным «энергетическим островом». Поэтому изначально Брюссель давал право Вильнюсу, Риге и Таллину сделать некоторую отсрочку имплементации ТЭП до тех пор, пока не будут созданы условия открытого рынка – найдены альтернативные поставщики.
Литовские рулевые, в отличие от своих соседей, не захотели воспользоваться этой возможностью, превратив свой энергетический рынок в испытательный полигон. Вильнюс начал реализовывать ТЭП в 2011 году.
«В то время нам говорилось, что это принесёт выгоду и цена на газ упадёт. Надо признать свои ошибки. Латыши не спешат осуществлять (Третий энергетический пакет ЕС – прим. RuBaltic.Ru), эстонцы не спешат, и у них газ дешевле. Что мы выиграли от этой спешки? Ничего. Это нужно признать», – сокрушался вице-спикер Сейма Литвы, председатель Партии либерал-центристов Альгис Чапликас. Однако в 2014 году к союзу ТЭПа присоединилась уже и Эстония. Дело осталось за Ригой.
Брюссельские требования к латвийским рулевым открыть газовый рынок звучат уже давно, но у власть имущих была вполне понятная причина не делать этого. До появления литовского СПГ-терминала «Independence» у Латвии не существовало никаких вариантов поставок газа откуда-либо, кроме России. Кроме того, приватизационные договоры национального монополиста Latvijas gāze («Латвийский газ» – прим. RuBaltic.Ru), имеющего эксклюзивные права на поставку и торговлю природным газом на территории страны, наделяют компанию особым статусом, запрещая государству пускать на латвийский рынок кого-то ещё. Отсрочка властей Латвии в реализации Третьего энергопакета обусловливала достаточно «дружественную» цену на российское голубое топливо для официальной Риги: скидка «Газпрома» составляла порядка 20%.
Однако уже в следующем году официальная Рига планирует присоединиться к «союзу Третьего энергопакета», лишив Latvijas gāze статуса монополии. «Цены после либерализации вырастут по нескольким причинам», – комментирует перспективы латвийского рынка голубого топлива депутат Сейма Ивар Зариньш («Согласие»). «Во-первых, вместо одной монополии (Latvijas gāze) мы получаем две. Они должны наладить механизм сотрудничества – всё это стоит денег. Во-вторых, тариф на транспортировку газа явно будет пересмотрен, и туда войдут все инвестиции, которые не вошли с момента его утверждения, а это около 20 лет», – сообщает политик. Не стоит забывать и о том, что «Газпром» в любой момент может поднять цену или вообще отказаться от поставок: открытие рынка повлечёт за собой ослабление позиций российского газового монополиста, и подобная реакция вполне ожидаема.
Оптимальной стратегией для официальной Риги в этих условиях могло бы стать затягивание имплементации ТЭП до 2020 года. Именно тогда планируется открытие польско-литовского газопровода GIPL, соединяющего балтийские страны с европейским энергорынком. Имея на руках все козыри, Латвия сможет не только выбирать из польского, российского или литовского (на сегодняшний момент неспособного составить конкуренцию «Газпрому» в плане цен) наиболее дешёвый источник поставок, но и без особых рисков выйти из-под монополии российского газового гиганта. Реализация подобной стратегии, однако, требует определённой политической воли, которой недостает латвийским правящим. Самовольная отсрочка реализации ТЭП, конечно, вызвала бы недовольство Брюсселя: могли бы последовать и символические штрафы. Но именно так стоит отстаивать национальные интересы перед брюссельской бюрократией, если у рулевых официальной Риги нет желания наступать на литовские «грабли энергонезависимости».