Борьба Литвы с «угрозой национальной безопасности» в лице строящейся в Островце Белорусской АЭС способствует переориентации Минска в сторону новых торгово-экономических партнеров.
На днях Сейм Литвы принял закон «О необходимых мерах для защиты от угроз, представляемых небезопасными АЭС третьих стран», который обязывает правительство превентивно, не дожидаясь синхронизации литовской энергетической системы с электросетями континентальной Европы, предпринимать шаги по сокращению поставок электроэнергии из третьих стран, «в которых действуют небезопасные АЭС». В документе также содержится запрет на использование Круоньской гидроаккумуляционной электростанции «для удовлетворения резервных потребностей небезопасных АЭС».
Следующим шагом станет подготовка правительством в течение трех месяцев выводов относительно соответствия Белорусской АЭС критериям небезопасности с последующим утверждением Сеймом. Наряду с этим оператору системы электропередачи Litgrid поручено в вышеуказанный срок подготовить план технических мер защиты энергетической системы страны.
В том, что правительство под руководством выдвинутого Союзом крестьян и «зеленых» премьера С. Сквернялиса придет к правильным выводам, сомневаться не приходилось.
Одним из пунктов недавней предвыборной программы «аграриев» на выборах в Сейм Литвы стал тезис об «угрозе АЭС Литве».
В свою очередь, руководитель «аграриев» Р. Карбаускис не раз призывал разработать экономические и технические меры по ограничению импорта белорусской электроэнергии с «небезопасной» электростанции.
В последнее время в речах местного политического истеблишмента Островецкая АЭС превратилась в одну из главных угроз национальной безопасности, заняв второе место в списке после готовящегося «российско-белорусского военного вторжения» в Литву в ходе запланированных на сентябрь текущего года совместных учений «Запад-2017».
На помощь в борьбе с энергетическим объектом даже был призван Центр энергетической безопасности НАТО в Литве, который, проведя аналитическое исследование, пришел к выводу о том, что «нынешняя зависимость от единой энергосистемы БРЭЛЛ несет потенциальные риски энергетической угрозы».
В связи с этим натовские эксперты порекомендовали правительству Литвы как можно быстрее приступить к выходу. Нет единого энергокольца — нет перетока электроэнергии и необходимого резерва в виде Круоньской гидроаккумуляционной электростанции. Таким образом, полная внешняя изоляция лишает АЭС возможности экспорта, а значит, она теряет какую-либо экономическую целесообразность. Таков план местных политиков и натовских стратегов.
Вместе с тем, несмотря на усердно раскручиваемый Литвой негативный фон вокруг Островца, строительство АЭС движется к своему логическому завершению: готовность первого энергоблока — 90%, его ввод в строй запланирован на 2018 г. Белоруссия получит свой мирный атом и вступит в элитный клуб обладающих передовыми ядерными технологиями держав. Белорусские власти не раз заявляли о своих приоритетах: обеспечить в первую очередь электроснабжение промышленного комплекса страны.
При этом Минск также демонстрировал готовность развивать, в случае заинтересованности соседей по региону, энергетический диалог и осуществлять поставки электроэнергии.
В ответ белорусы получали всё более политизированный градус дискуссии и новые угрозы. Как только в Литве не называли строительство АЭС: «пропагандистский проект геополитического масштаба», «второй Чернобыль под боком Литвы» и т. д.
По сути, Минск, получив атомную электростанцию, становится монополистом на региональном рынке электроэнергии. Рано или поздно геополитическое напряжение уступит место прагматизму и экономической целесообразности.
Что касается самого проекта по строительству Белорусской АЭС, то, по оценкам аналитиков, при стоимости электроэнергии в 50 долларов за МВт/ч, что сопоставимо с текущими розничными ценами на электроэнергию в Белоруссии, белорусские власти выплатят кредит (ставка — 4%) и погасят проценты в течение 15 лет. Причем по истечении 10 лет эксплуатации станция начнет приносить прибыль за счет прогрессивного погашения основного долга. Учитывая запланированный срок эксплуатации, 60 лет, горизонт окупаемости выглядит вполне привлекательно.
Заставит ли недружественная инициатива Вильнюса сделать определенные выводы и по-новому взглянуть на торгово-экономическое сотрудничество между двумя странами? Станет ли это толчком к переориентации Белоруссией своих грузопотоков (треть оборота Клайпеды) на российскую и латвийскую инфраструктуру?
Сегодня Латвия занимает второе место из стран Балтии по транзиту и инвестиционному сотрудничеству с Белоруссией. Минск является крупным экспортером нефтепродуктов в направлении латвийских портов, чей удельный вес в общем объеме экспорта достигает 60% (в 2015 г. — 5,5 млн. т., то есть 40% всех экспортных объемов нефтепродуктов).
Через Латвию экспортируется более 50% идущих морем в третьи страны белорусских товаров. Латвийская железная дорога наполовину загружена товарами, идущими из Белоруссии (более 30 млн. т.). Активизации железнодорожных грузоперевозок способствует реализуемый в настоящий момент белорусско-китайский проект по строительству индустриального парка «Великий камень», в котором Латвия могла бы стать важным логистическим партнером в области транзита грузов.
Традиционные логистические связи, комфортная бизнес-среда способствуют расширению экономического взаимодействия между Минском и Ригой, в пользу активизации которого говорит и решение белорусских властей обзавестись собственной перевалочной инфраструктурой. В 2015 г. государственная экспортная «Белорусская нефтяная компания» («БНК») приобрела долю в управляющей нефтеналивным терминалом компании WT OIL Terminal под отгрузку нефтепродуктов с Полоцкого НПЗ (срок модернизации — ориентировочно конец 2017 г.).
В планах «БНК» также налаживание сотрудничества с местными сетями автозаправочных станций путем предоставления собственного бренда и товара. О планах по расширению своего присутствия заявлял и «Белнефтехим» через приобретение для предприятия «Гродно Азот» терминала в Риге (срок завершения строительства — ориентировочно конец 2017 г.).
Имеется хороший потенциал и для активизации торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества между двумя странами. На территории Белоруссии действуют более 700 субъектов с латвийским капиталом (на территории Латвии — более 2 тыс. компаний с белорусским капиталом). Реализуются инвестиционные проекты в сфере торговли, транспорта, финансовых услуг, промышленности и сельского хозяйства. В Латвии, в свою очередь, по лицензии осуществляется сборка тракторов «Беларус», строительных и коммунальных машин «МАЗ», погрузочной техники «Амкодор».
В местных розничных сетях представлена белорусская продукция пищевой промышленности, одежда и трикотаж, обувь, бытовая техника, косметика.
Наращиванию взаимного проникновения товаров способствует и оказываемая мэром Риги Н. Ушаковым бизнесу двух стран активная и всесторонняя поддержка, благодаря которой проект «Рижский дворик» становится всё более узнаваемым в Белоруссии.
Всё это сотрудничество на фоне откровенно враждебной риторики Литвы и предпринимаемых ею недружественных шагов в адрес Белоруссии может получить новый импульс к многостороннему развитию. Была бы на это политическая воля, а дальше дело за бизнесом.