×
Экономика Экономика

Кредитно-финансовая зависимость Евросоюза от России

Источник изображения: armenpress.am

Сегодня в Брюсселе состоится заседание двадцати восьми министров иностранных дел ЕС, которые должны определить дальнейший характер санкций в отношении России.

Великобритания, Польша и Прибалтика настойчиво добиваются введения третьего пакета секторальных санкций в отношении финансового, энергетического и военно-технического сегментов российской экономики.

Лидеры этих стран активно участвуют в создании и поддержании высокого эмоционального градуса, накала в международных отношениях с целью извлечения политических дивидендов из недавней трагедии c малазийским авиалайнером.

Эти страны ведут работу по убеждению старейшего представителя Старой Европы - Нидерландов, в полной мере ощутившей на себе влияние периферийного европейского кризиса, потеряв в одночасье в небе над Украиной более ста пятидесяти собственных граждан, поддержать идею созыва европейского саммита ad hoc для решения на высшем уровне вопроса о секторальных санкциях.

Политика по созданию раскола в рядах Старой Европы оправдана с точки зрения неоднородности позиции законодателей ЕС – Германии, Франции и Италии, выступающих против введения нового уровня санкций. Так, президент Франции Франсуа Олланд, несмотря на давление и шантаж США, которые недавно наказали Париж за несговорчивость, оштрафовав крупнейший французский банк Paribas на рекордную сумму в 9 млрд. долларов США, заявил о том, что «о срыве поставки вертолетоносца Мистраль речи быть уже не может, так как Россия заплатила».

Аналитики ведущего американского банка Morgan Stanley подсчитали, что санкционные издержки, которые понесет финансовый сектор Европы на порядок выше, чем для США.

На европейские банки приходится 187 млрд. долларов США (78%) займов российских структур, на американские – в шесть раз меньше, всего 31 млрд. долларов США (13%). Из стран ЕС самая высокая вовлеченность в российский рынок у банков Франции (52 млрд. долларов США), Италии (30,5 млрд. долларов США), Германии (23,5 млрд. долларов США) и Нидерландов (18,7 млрд. долларов США). Банки остальных регионов занимают лишь 9% рынка долгового финансирования российских корпораций.

Если к финансовой составляющей добавить энергетическую (треть потребляемого Евросоюзом объема газа закрывается Россией), в рамках которой со многими европейскими странами (Германия, Италия, Франция) превалируют двусторонние долгосрочные контрактные отношения на основе льготной цены, становится очевидным, почему «Европе труднее решится на жесткие действия по типу американских».

По оценкам международного экономиста из американского рейтингового агентства Fitch Алекса Гриффитса, российские компании в отличие от кризиса 2008 г. в целом имеют хорошие позиции по ликвидности, позволяющие противостоять продолжительному снижению притока иностранного капитала.

Сегодня российская банковская система устойчива и в меньшей степени уязвима перед внешними негативными факторами. По данным Центрального Банка России, общий внешний долг российских банков составляет 215 млрд. долларов США, на внешние источники финансирования приходится 14% долгов (в 2007 г. был максимум - 23%). Что касается внешнего долга российского корпоративного сектора, по данным Fitch, то он превышает 400 млрд. долларов США, ежегодное обслуживание обходится частным российским компаниям в 70-90 млрд. долларов США.

Захотят ли европейцы в угоду американским политическим амбициям, лоббируемым их союзниками – периферийными странами ЕС (такими как Польша и Прибалтика, чьи консервативные политические элиты сделали все, чтобы свернуть торговое сотрудничество с РФ, потеряв млрд. долларов США в виде упущенной прибыли), идти на ухудшение кредитно-финансового сотрудничества с Россией?

В Евросоюзе прекрасно понимают, что недавние тектонические сдвиги в энергетических отношениях между Россией и Китаем (газовый «контракт века»), а также продвижение двумя странами в торгово-экономической сфере системы взаиморасчетов в национальных валютах открывают прямой путь к финансовому сотрудничеству по линии госбанков. Китай обладает колоссальным финансовым ресурсом, являясь мировым лидером по наращиванию золотовалютных резервов (свыше трех трлн. долларов США), что позволяет правительству КНР уверенно продвигать юань, как наиболее стабильную, обеспеченную золотом, валюту, оказывая, таким образом, влияние на ослабление позиций американского доллара. С учетом того, что Европа, в первую очередь - Лондон, чей City является крупнейшим европейским финансовым центром, сделала все для предотвращения проникновения китайского капитала в банковскую систему Запада, Китаю ничего не остается, как двинуться на Восток.

Очевидно, что китайский бизнес будет стремиться извлечь максимальную выгоду из сложившейся «трудной» ситуации с российским кредитованием на европейских долговых рынках. Вместе с тем, принципиальность России в отстаивании своих геополитических интересов во внешней политике, прежде всего на Украине, стойкость и твердость перед давлением США превращают Москву в глазах китайцев, адептов восточной философии войны, в достойного и уважаемого партнера.

Украинский кризис ускорил процесс формирования многополярной архитектуры миропорядка, где страны БРИКС выступают противовесом финансовой и военной гегемонии США. Свой вклад в начало конца американского однополярного мироустройства внесла и Литва, которая в ходе своего прошлогоднего председательства в ЕС рамках программы «Восточного партнерства» запустила центробежные силы. 

Мог ли Вильнюс предвидеть, какой бурей хаоса обернется тот ветер смуты, что был им посеян?

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров