Страны Балтии и другие восточноевропейские союзники США в своих неослабевающих попытках разорвать экономическое сотрудничество Европы с Россией подставляют под удар бизнес западноевропейских государств, выступающий против распространения антироссийских санкций на экономику. Парадоксальность ситуации в том, что дотационные фонды ЕС, с которых кормится Восточная Европа, включая Прибалтику, формируются в конечном счёте из налогов того самого бизнеса.
Саммит глав государств и правительств стран ЕС в ночь на 17 июля всё же согласовал новый пакет санкций против России. Решение далось европейцам нелегко и, в отличие от принятого накануне решения Конгресса США, не было столь же чётким и конкретным. Европейские лидеры только подтвердили в общей декларации намерение перейти к «третьему пакету» мер против России – к секторальным санкциям, затрагивающим целые отрасли российской экономики, вместо индивидуальных санкций против конкретных физических лиц. В то время как американцы сразу огласили список из крупных российских компаний, с которыми останавливается любое сотрудничество.
Тем не менее, Рубикон перейдён – Европа, последние несколько месяцев сопротивлявшаяся экономическим санкциям, поручает Еврокомиссии запускать процесс подготовки «третьего пакета». Очевидная стороннему наблюдателю медлительность действий Брюсселя объясняется не только традиционным бюрократизмом и чиновничьей волокитой в европейских институтах, но и общим нежеланием крупнейших европейских стран распространять проблемы в отношениях с Россией на собственные экономики.
Главной группой давления на правительства Германии, Франции, Италии и прочих является частный бизнес этих стран, заинтересованный в сохранении деловых связей с Россией.
Россия – один из основных внешнеэкономических партнёров Германии: товарооборот между РФ и ФРГ в прошлом году достиг 70 миллиардов евро. В России работают четыре пятых немецких промышленных предприятий. Особенно российский рынок важен для немецкого машиностроения, автомобилестроения, энергетики. Ещё одним важным рынком на востоке для Германии является Украина. Теперь, из-за геополитического кризиса, восточное направление приносит немцам сплошные убытки. Экспорт на Украину за последний год снизился на 32%, экспорт в Россию – на 14%: немецкие компании недопоставили в Россию товаров на 1,7 миллиарда евро. В результате резкого сокращения поставок на восток под угрозой сокращения в Германии оказались 25 тысяч человек. О негативном влиянии международного кризиса на их бизнес в ходе экспертного опроса «Восточного комитета немецкой экономики» заявили 60% немецких предпринимателей, работающих с Россией, и 87% коммерсантов, работающих с Украиной.
Если посмотреть на истоки украинского кризиса: с чего он, собственно, начался, кем провоцировался и упорно приближался - то станет ясно, что нынешние проблемы с экономическим партнёрством немецких компаний и России как раз и были в числе целей провокаторов.
Ассоциация Украины с ЕС в рамках литовской интерпретации «Восточного партнёрства» оказалась идеально соответствующей стратегическому интересу США не допустить расширения экономического партнёрства России и Германии до такой степени, чтобы оно могло стать основой для политического союза. Но тогда получается, что руководство Литвы, наряду с Вашингтоном и внешнеполитическим ведомством ЕС, играло против интересов Германии - её экономики, её предпринимателей, работодателей, налогоплательщиков?
«Кризис угрожает развитию конъюнктуры в России и на Украине: чем дольше всё длится, тем сильнее «инфекционная» опасность для соседних государств, а также Германии, - говорит председатель «Восточного комитета немецкой экономики» Экхард Кордес. - Мы надеемся, что вклад в деэскалацию конфликта внесут обе стороны».
Противодействие расширению санкционных мер против России на экономику ощущается и в других крупнейших государствах ЕС – Италии и Франции.
Французские предприниматели в письме «Деловой России» выступили против очередной порции санкций США и Евросоюза. «CCIFR глубоко сожалеет о решении США и Европейского союза ввести новые экономические санкции в отношении России, - пишет президент Франко-российской торгово-промышленной палаты (CCIFR) Нонне Каграманян. - CCIFR, являясь легитимным представителем франко-российского бизнес-сообщества, ещё раз уверенно заявляет о том, что политические конфликты должны решаться только дипломатическим путём».
Италия является четвёртым по объёму товарооборота партнёром России, что удерживает её от амплуа «ястреба» в украинском конфликте. «Италия занимает двойственную позицию. С одной стороны, она является членом евроатлантических структур («восьмёрки», НАТО, Евросоюза), и те решения, которые в рамках этих структур принимаются, обязательны к исполнению – шаг влево, шаг вправо не приветствуется, - говорит посол России в Италии Сергей Разов, - но итальянские коллеги, возможно, в большей степени, чем кто бы то ни было, понимают, что углубление и расширение санкций ударит, прежде всего, по их собственному бизнесу».
В подтверждение этих слов глава итальянского производителя шин «Pirelli» Марко Тронкетти Провера заявил, что санкции никак не повлияют на плодотворное сотрудничество предприятия с российской «Роснефтью». В результате британская «Financial Times» пишет, что итальянское правительство защищает интересы своего бизнеса и не позволяет ЕС перейти к санкциям против секторов российской экономики. Причём использует для этого возможности председателя ЕС, коим Италия является во второй половине 2014 года.
Когда председателем ЕС во второй половине 2013 года была Литва, было ли что-нибудь слышно о том, что литовское правительство с помощью института председательства в ЕС защищает интересы своего бизнеса?
В выступлениях Литвы и других балтийских государств на внешнеполитической арене вообще не слышно даже слов, не то что действий, в защиту своего бизнеса – собственной экономики и национальных интересов своих стран в их отношениях с американскими единомышленниками, европейскими «коллаборационистами» и фантомным «имперским монстром» словно бы и не существует.
Между тем как в реальности у стран Балтии, конечно, есть собственный бизнес, а его благополучие от нормальных отношений с Россией зависит не меньше, а то и больше, чем у немцев, французов или итальянцев. Потому что внешнеэкономические связи России с Прибалтикой в процентном измерении не уступают западноевропейским: Россия – четвёртый торгово-экономический партнёр по товарообороту у Эстонии, третий – у Латвии и первый – у Литвы. И местный бизнес, так же как в Германии или Франции, давит на власть, требуя не подставлять его под удар своей радикально антироссийской политикой. «Мы вели переговоры с правительством и разъяснили, какова роль железной дороги и транспортной отрасли в народном хозяйстве, и я уверен, что наше правительство это осознаёт», - прокомментировал, например, RuBaltic.Ru высказывания латвийского руководства на международном уровне в поддержку санкций президент Латвийской железной дороги Угис Магонис: 80% грузов, перевозимых ЛЖД, связаны с Россией.
Почему же тогда поведение правительств Латвии, Эстонии и Литвы прямо противоположно действиям их коллег в Риме или Берлине, до которых просьбы своих крупнейших налогоплательщиков всё-таки доходят?
Потому что экономической основой политических режимов стран Балтии являются не налоговые отчисления национального бизнеса, а дотации из структурных фондов ЕС, ради которых они и проводят политику, не только не учитывающую национальные интересы своих государств, но и прямо им противоречащую.
А за внешнеполитическими действиями Брюсселя довольно прозрачно просматриваются национальные интересы США. Сейчас стратегическая цель Вашингтона в Старом Свете – подписание TAFTA, Соглашения о трансатлантической зоне свободной торговли между США и европейскими странами. Для подписания этого исторического документа на максимально выгодных для себя условиях американцам необходимо вести переговоры с позиций сильной стороны. Для этого требуется по возможности ослабить Европу в экономическом и дипломатическом отношении. Масштабный геополитический кризис на континенте – прекрасный для этого инструмент. А правящие элиты Литвы, Латвии и Эстонии в этой ситуации выступают агентами американского влияния в ЕС. Их странам от этого никакой особой пользы нет, а в перспективе – только вред, потому что удар по экономикам стран – доноров ЕС в перспективе обернётся проблемами как раз для получателей дотаций из брюссельских фондов для Восточной Европы. Но это ещё когда будет – зато в краткосрочной перспективе можно рассчитывать не только на большие финансовые вливания, но также и на удачное трудоустройство конкретных прибалтийских личностей в западных структурах.