×
Экономика Экономика

Чем обернется для Латвии либерализация газового рынка?

Источник изображения: sputniknewslv.com

Правительство Латвии ставит перед собой ряд амбициозных задач по обеспечению конкурентоспособных цен по сравнению с другими западноевропейскими потребителями, а также надежности поставок энергоресурсов. Насколько это реалистично? И ждет ли Латвию участь соседней Литвы, где по итогам либерализации доля российского газа на местном рынке, вопреки ожиданиям, только увеличилась?

В начале апреля в Латвии официально был дан старт процессу либерализации местного газового рынка. В стране вступили в силу нормы закона об энергетике, предусматривающие новый механизм взаимодействия хозяйствующих субъектов в данной сфере, которым предписано до 15 июня текущего года выбрать поставщика природного газа и заключить с ним соответствующий договор. Что касается домашних хозяйств, то до 2019 г. у них есть возможность получать газ по установленной регулятором цене у основного оператора — компании Latvijas gāze.

Сегодня побороться за долю на новом рынке с действующим монополистом Latvijas gāze готовы порядка 19 компаний, подавших заявку на получение лицензии. Среди претендентов и литовская газовая компания Litgas, а также эстонская Enefit. 

Чем обернется либерализация в условиях незавершенной интеграции Латвии в общий европейский газовый рынок? И что на выходе получит конечный потребитель?
Latvijas gāze
Компания Latvijas gāze

В Латвии до недавнего времени монопольным положением на местном рынке пользовался поставщик российского газа — компания Latvijas gāze, которая контролировала газотранспортную систему страны, а также крупнейшее в Прибалтике Инчукалнское подземное газовое хранилище (ИПГХ) мощностью 2,3 млрд куб. м регулярно отбираемого природного газа. 

В декабре 2016 г. в рамках подготовки к газовой либерализации началась структурная реформа Latvijas gāze, из которой были выделены трубопроводы и ИПГХ с дальнейшей передачей вновь созданной компании Conexus Baltic Grid. Отделив транспортировку и хранение от поставок и продаж газа, Латвия выполнила требования законодательства Евросоюза, а компания Latvijas gāze утратила свое монопольное положение, став на общих основаниях одним из множества игроков на новом рынке.

Что дальше? Перед всеми получившими лицензию новыми участниками встанет вопрос, где брать газ? На сегодняшний день есть два реальных источника: Россия и Норвегия. Причем если в первом случае речь идет о прямых поставках в Латвию российского трубного газа, то во втором — о перепродаже Литвой ранее приобретенного норвежского сжиженного газа. 

Латвийские власти не раз давали понять: определяющим фактором при выборе источника должна стать конкурентная цена, что несколько десятков лет предопределяло выбор в пользу российских энергоносителей.

Попытки же Литвы навязать соседям более дорогой норвежский СПГ каждый раз заканчивались ничем. К тому же, по оценкам специалистов, издержки на транспортировку газа с терминала СПГ в Клайпеде в Латвию составят ориентировочно до 40% от цены, что делает поставки нерентабельными.

В самой же Литве «Газпром» вновь лидирует по поставкам на местном рынке, причем делая это на общих основаниях (в 2014 г. в рамках либерализации он вышел из всех газовых активов) и без каких-либо преференций со стороны государства (закон о терминале СПГ обязывает крупных потребителей газа закупать треть объемов норвежского газа). 

Терминал СПГ в КлайпедеТерминал СПГ в Клайпеде

Согласно прогнозам аналитиков, доля российского концерна на литовском рынке в текущем году увеличилась до 55%. Подтверждение тому — контракт химического концерна Achema, крупнейшего потребителя газа в стране (половина от всей потребности), на поставку в 2017 г. из России двух третей необходимого объема (1,3 млрд куб. м). Таким образом, на сегодняшний день российский газовый концерн выигрывает ценовую конкуренцию на местном рынке, а это значит, что сотни тысяч многолетних клиентов Latvijas gāze и впредь могут рассчитывать на стабильные поставки и комфортные цены.

Какие риски несет в себе либерализация в условиях незавершенной интеграции Латвии в единый европейский газовый рынок? Согласно утвержденному Еврокомиссией Плану по созданию единого балтийского энергетического рынка, полная интеграция Прибалтики должна завершиться к 2020 г., когда заработают газопроводы между Польшей и Литвой, Эстонией и Финляндией. Это, по замыслу Брюсселя, обеспечит безопасность поставок, а в идеале — выравнивание цен на газ по всей еврозоне.

Сегодня же большинство экспертов, указывая на конкретные предпосылки, сходятся во мнении, что открытие внутреннего рынка неизбежно приведет к повышению цен на газ для конечных потребителей. Новая модель взаимодействия хозяйствующих субъектов строится на отделении цены самого газа от цены передачи и хранения. 

То есть в цепочке между поставщиком и конечным потребителем появляются несколько новых операторов со своим функционалом, которые в рыночных условиях должны обеспечивать прибыльность своей деятельности. Соответственно, все расходы по хранению и транспортировке будут закладываться в конечную стоимость для потребителя. Доля самого продукта в цене, как и в случае с либерализованной ранее электроэнергией, будет ориентировочно составлять 40%. Если ранее Latvijas gāze субсидировала порядка 300 тысяч мелких потребителей, то отныне они будут самостоятельно встраиваться в рыночную конъюнктуру.

О непродуманности реформы говорит и текущая законодательная чехарда, а также ручная корректировка правительством ранее допущенных ошибок. Как оказалось, согласно действующему законодательству поставщик и продавец больше не несут ответственности за надежность поставок. Ранее в соответствии с выданной государством лицензией это делала компания Latvijas gāze. 

То есть сама либерализация в себе несет угрозу безопасности поставок.

Осознав реальность угрозы, Кабинет министров Латвии срочно приступил к разработке правил, согласно которым обязанность по покупке и хранению стратегического запаса газа в Инчукалнском ПГХ возлагается на оператора передающей системы. 

В данной ситуации не приходится сомневаться в том, что все расходы будут отнесены на счета клиентов. Не стоит также забывать о том, что входящие в бизнес инвесторы ждут от него рентабельности, при этом рассчитывая на определенный уровень доходности. Соответственно, все издержки, текущие расходы, а также прогнозируемые экономические ожидания также отразятся на конечной стоимости газа.

И, наконец, немаловажный фактор — перспективность самого газового рынка Латвии. По оценкам аналитиков, спрос на газ в стране за последние шесть лет упал на 25%. Вследствие деиндустриализации рынок существенно сжался и находится в стагнации, что само по себе ставит под сомнение инвестиционную целесообразность. В таких условиях ждать массового прихода конкурирующих друг с другом компаний не приходится. Похоже, это понимают и в правительстве Латвии. 

Министр экономики А. Ашераденс в ходе организованной газетой Dienas Bizness мартовской конференции в Риге «На пути к долгосрочному энергоснабжению в Латвии» согласился с тем, что при либерализации «довольно труден вопрос о том, как работать на рынке, который не растет». Что касается перспективы, то, по мнению члена Кабинета министров, она не обнадеживает ввиду «активного выполнения страной планов Еврокомиссии по переходу к 2030 г. на 50% возобновляемых ресурсов». Резюмируя свое выступление, глава экономического ведомства подчеркнул: «Конечно, мы будем потреблять газ из России по-прежнему, но потребители смогут договариваться с поставщиком об условиях поставки». 

Арвил АшераденсАрвил Ашераденс
Что фактически и расставило все точки над i: без либерализации или с ней, конкурентный российский газ остается основным энергоносителем на местном рынке.

Так стоило ли ломать отлаженную, десятилетиями работавшую и хорошо зарекомендовавшую себя эффективную и надежную модель снабжения ради получения сиюминутной выгоды от распродажи активов? Как стало на днях известно, правительство Латвии выставило на продажу Инчукалнское ПГХ, запросив за него ориентировочно 200 млн. евро. Не самое подходящее время для приватизации упавших за последние кризисные годы в цене активов. В итоге вся эта затея с либерализацией неизбежно обернется для конечного потребителя ростом цен на газ и удорожанием жизни.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров