Российский транзит уходит из стран Балтии, местные портовики и транспортники с надеждой смотрят на КНР. Экономический прибалто-китайский диалог действительно интенсифицируется. Стороны встречаются, подписывают меморандумы, запускают отдельные проекты. Тем не менее по объему привлечения инвестиций из Поднебесной прибалты продолжают тащиться в хвосте государств Центральной и Восточной Европы. Причина проста: страны Балтии интересны Пекину лишь в связке с Россией, в треугольнике ЕС — ЕАЭС — Китай.
Российский транзит уходит из Прибалтийских республик, Москва загружает собственные портовые мощности. Внешнеполитический курс на сдерживание восточного соседа, постоянные дипломатические бодания с Кремлем и третирование русскоязычного меньшинства во внутренней политике не могли не отразиться на объеме и стабильности грузовых потоков через Латвию, Эстонию, Литву. Показатели падают много лет подряд. Только за прошлый год грузооборот порта Рига сократился на 7,5%, порта Вентспилс — на 16,5%, Таллинского порта — на 10,3%.
Более независимый от России Клайпедский порт показал четырехпроцентный рост за счет Беларуси. Хороший результат, но нестабильный. С Минском у литовцев отношения напряженные, Москва стремится забрать «союзные» грузы себе, предоставляя скидки.
С вожделением на белорусские потоки заглядываются и латыши. Пытаясь хоть как-то продлить жизнь собственной транзитной отрасли, официальная Рига начинает играть на противоречиях Вильнюса с Минском, отказывается участвовать в «крестовом походе» Литвы на Островецкую атомную электростанцию.
Закручивая клубок региональных логистических хитросплетений, где политические мотивы вытеснили всякую экономическую целесообразность, прибалты не перестают верить в чудо — верить в Китай.
Местные транспортники и портовики лелеют надежду подключиться к «Экономическому поясу Шелкового пути», облизываются, думая о китайских товаропотоках. Но может ли КНР стать транзитным спасителем для Латвии и Эстонии, увеличить грузооборот Клайпедского порта?
В латвийской внешней политике 2016 год будет проходить под знаком Китая, рассказывал госсекретарь Министерства иностранных дел Андрей Пилдегович. И хотя главным приложением сил стран Балтии была и остается борьба с «российской угрозой» и милитаризация региона, КНР в латвийской внешнеполитической повестке сегодня больше, чем когда-либо прежде.
Андрей Пилдегович
Еще в 2015 году официальная Рига заявила об амбициях принять на себя ведущую роль среди Прибалтийских республик по вопросам транспорта и логистики в рамках проекта «16+1» — региональной инициативы КНР по укреплению сотрудничества с одиннадцатью странами Европейского союза и пятью Балканскими республиками. Пекин дал добро.
Латвия создает Координирующий секретариат в области логистики, осенью 2016 года принимает саммит и бизнес-форум в формате «16+1» с участием премьер-министров 16 стран Центральной и Восточной Европы и многочисленной делегации из Поднебесной.
Представители китайских железнодорожных компаний China Railway Construction Corporation и Сhina Railway International посещают прибалтийскую республику для знакомства с преимуществами ее транзитного коридора. Слушают рассказы про строительство Rail Baltica, про интермодальный логистический центр в Саласпилсе, говорят про инвестиции. В Латвию приходит первый контейнерный поезд из китайского города Иу (Yiwu). Состав встречают духовым оркестром и красными флагами.
Дальше — больше. Китайские инвесторы заключают с Рижским портом договор о 100‑миллионных инвестициях в развитие Русского острова. Стартует амбициозный латвийско-китайский логистический проект Cargo Center Jelgava, подписываются меморандумы о сотрудничестве в авиации, в области туризма, в сфере малых и средних предприятий. В марте 2017 года в посольстве Латвии в Китае открывается отраслевое бюро атташе Минсообщения.
Красивая история начала латвийско-китайского диалога с реальными перспективами содержательного сотрудничества. Такие же положительные примеры есть и у соседей, литовцев. Так, промышленная корпорация Поднебесной China Merchants Group планирует учредить в республике два представительства, центр распределения изделий в Каунасе, внешний порт в Клайпеде и совместное предприятие с Lietuvos geležinkeliai. Кроме того, в Литве может появиться первый в Балтии китайский банк.
Вильнюс и Пекин также учредили совместное предприятие по аренде коммерческих самолетов. В будущем компания должна управлять современным авиапарком стоимостью 900 млн долларов.
Китай — мерцающая звезда прибалтийской экономической надежды. Страны Балтии становятся в очередь, толкаются, дерутся за право дружить с народной республикой.
Для спасения своих экономик прибалты готовы встать под любыми знаменами, брататься с кем угодно, кроме, конечно, России
Ни китайская компартия, ни идеологические постулаты Мао Цзэдуна и Дэн Сяопина не пугают «принципиальных» прибалтов, когда речь идет о деньгах (но не российских). Для спасения своих экономик местные функционеры готовы встать под любыми знаменами, брататься с кем угодно, кроме, конечно, России.
Договоры о намерениях, «пробные» поезда и прочие символические соглашения с Поднебесной — оно, конечно, хорошо, но пока Прибалтийские республики тащатся в самом хвосте стран Центральной и Восточной Европы по объему привлечения китайских инвестиций.
Причина понятна: страны Балтии интересны КНР лишь в связке с Россией, в треугольнике ЕС — ЕАЭС — Китай.
А пока инвесторы из КНР не спешат реально вкладываться в развитие инфраструктуры, строительство портовых терминалов и прочие серьезные проекты в странах, которые со дня на день ждут внешнего вторжения. Разбираться, так ли это на самом деле, у функционеров Поднебесной нет ни времени, ни желания. «Говорящие головы» западных телеканалов повторяют мантру о «российской угрозе» странам Балтии, прибалтийские комментаторы для пущей достоверности им поддакивают. Китайцы верят и тратиться на экономическое развитие «будущего театра военных действий» не торопятся. Прибалтийский транзитный потенциал тем временем плавно переходит к Беларуси.