В Литве, Латвии и Эстонии рекордно выросли цены на отопление. Оплачивать коммунальные услуги домохозяйства не в состоянии. Население Прибалтики ради оплаты отопления готовится экономить на всем остальном. Такое поведение грозит подорвать потребительскую модель экономики стран Прибалтики и вызвать в них новый экономический кризис.
Стоимость отопления для жителей Вильнюса выросла вдвое. Жители двухкомнатной квартиры в литовской столице, к примеру, должны будут заплатить за отопление в ноябре 84 евро. Это на 214% больше, чем год назад.
В других Прибалтийских республиках ситуация столь же критическая. В Латвии с ужасом ждут декабрьских платежек.
Поставщик природного газа для населения Latvijas Gāze объявил об увеличении тарифов для потребителей на 54–93% — в зависимости от размеров потребления.
Домохозяйства, которые расходуют от 250 до 500 кубометров газа, будут платить около одного евро за кубометр. Для домохозяйств, расходующих более 500 кубометров, цена вырастет до 0,80 евро за кубометр — практически вдвое.
В Эстонии газ для частных потребителей сейчас стоит 0,66 евро за кубометр, а с нового года будет стоить 1,27 евро за кубометр. Рост, опять-таки, почти вдвое.
Для сравнения и понимания: в Москве кубометр природного газа в пересчете на единую европейскую валюту стоит 0,08 евро.
Аналитический портал RuBaltic.Ru уже писал, что рекордные цены на газ ведут к коммунальным бунтам в Прибалтике.
При этом столь же очевидно, что экспонентальный рост коммунальных тарифов провоцирует в Литве, Латвии и Эстонии новый экономический кризис.
Причинно-следственная связь здесь очень простая. Литовцы, латыши и эстонцы уже переходят на режим жесткой экономии, чтобы вытянуть непосильную ношу оплаты коммунальных услуг. Согласно социологическим опросам, 40% жителей Литвы, 57% жителей Латвии и 65% жителей Эстонии ради оплаты платежек на ЖКХ готовы урезать все свои остальные расходы. С нового года, когда тарифы взлетят еще выше, вырастут и цифры поборников экономии.
Как это отразится на экономике? Самым непосредственным образом. Экономическая модель постсоветской Прибалтики основана на сфере услуг. Услуги создают более половины ВВП Литвы, Латвии и Эстонии.
Функционирование такой экономической модели основано на внутреннем потреблении. Потребление населения — это топливо, на котором работает экономика. В Прибалтике оно подстегивается самыми разными стимулами, включая нерыночные: дотации Евросоюза, денежные переводы трудовых мигрантов оставленным на родине семьям.
Тотальная экономия большинства населения на всем остальном потреблении ради того, чтобы оплатить неподъемные коммунальные услуги, ведет к деградации спроса в Прибалтике, и из-за этого Литва, Латвия и Эстония могут влететь в новое крутое экономическое пике.
После этого будет уже неважно, из-за чего в Прибалтике начались массовые протесты: из-за космических тарифов на газ и тепло или из-за экономического кризиса, вызванного ситуацией на рынке коммунальных услуг. Причина в любом случае одна — стратегически ошибочная энергетическая политика прибалтийских правительств, которую они полтора десятилетия не только проводили в своих странах, но и навязывали всему Европейскому союзу.
«Напомню, что пока на ведущих позициях была атомная и газовая генерация, подобных кризисов не случалось. Неоткуда было им взяться. Добавлю, что в России такие проблемы сегодня, слава Богу, просто невозможно даже представить. Долгосрочный подход к развитию ТЭК позволяет нам обеспечить цены на электроэнергию для населения и предприятий на самом низком уровне в Европе. Средняя цена электроэнергии в России в пересчете на евро составляет около 20 евро за МВт/ч. В Литве — 256 евро, в Германии и Франции — 300, в Великобритании — 320», — охарактеризовал осенью эту политику президент России Владимир Путин.
Атомную энергетику в Прибалтике ликвидировали, в газовой энергетике много лет разрушали всякие возможности для конструктивного сотрудничества с Россией и предпочитали нормальным отношениям с «Газпромом» дурацкие и почти забытые сейчас СПГ-терминалы.
Вместо стабильных и надежных источников дешевой энергии прибалтийские политики предпочитали самые дорогие на рынке и притом бесполезные в кризис технологии вроде биотоплива и «зеленой энергии», а из энергокольца БРЭЛЛ (Беларусь — Россия — Эстония — Латвия — Литва), которое сейчас спасает Прибалтику, вопреки всем здравым соображениям хотят выйти.
Социально-политический взрыв, к которому ведет энергетический кризис в Прибалтике, станет естественной реакцией местного населения на провальную энергетическую политику руководства Эстонии, Латвии и Литвы.
Этот энергетический кризис порожден теми догмами, которые прибалтийские политики год за годом отстаивали в энергетике. Кризисная ситуация на рынке продемонстрировала, что догмы неадекватны реальности. И теперь за них пора отвечать.