×
Экономика Экономика

«Европейские реформаторы» лишают Украину транзитного потенциала

Источник изображения: telegraf.com.ua

Конкурентным преимуществом Украины всегда являлся транзитный потенциал, созданный в советское время. А через несколько лет возглавляемая «командой реформаторов» Украина вполне может обрести полноценную «транзитную независимость» — в том смысле, что она не будет сколько-нибудь значимым фактором мирового рынка транзитных услуг.

Обретение Украиной «транзитной независимости» происходит медленно, но уверенно. В частности, Украина выпала из проекта «Нового шелкового пути», по маршруту которого Китай доставляет товары в Европу. Ничего удивительного в этом нет, учитывая распад единого институционального поля Украины, когда «патриотически настроенная общественность» может не только заблокировать любые железнодорожные пути сообщения, но и взорвать их.

Заместить выпадение из китайского проекта Украина попыталась собственными силами, организовав доставку грузов из Восточной Европы в КНР в обход России — через Черное и Каспийское моря. Эксперимент закончился полным провалом (что здравомыслящим людям было понятно изначально): запущенный в январе 2016‑го грузовой поезд вернулся на Украину пустым через три месяца — желающих везти грузы втридорога и с большим временным лагом, лишь бы не через Россию, не нашлось.

Кроме того, в связи с санкционной конфронтацией с РФ, а именно взаимными транзитными ограничениями, падают как объемы железнодорожного и автомобильного (введенного после блокады российских фур «активистами») транзита через Украину, так и объемы украинского экспорта в страны Центральной Азии и Закавказья. Таким образом, по оценкам МЭРТ и Нацбанка Украины, экономический ущерб стране составил 1 млрд долл.

К слову, «блокировщики» Донбасса выдвинули киевской власти очередной ультиматум, пообещав с 3 апреля заблокировать всю железнодорожную торговлю с РФ. Учитывая опыт предыдущих блокад, заявления «патриотов» вовсе не выглядят фантастическими.
Блокировщики Донбасса грозят «рельсовой войной» и подрывом ж/д-путей
Блокировщики Донбасса грозят «рельсовой войной» и подрывом ж/д-путей

В общем, контуры транзитной «независимости» становятся всё более отчетливыми. В лучшие времена Украина за счет предоставления транзитных услуг зарабатывала 8–9 млрд долл., а за 2015–2016 гг. этот показатель сократился до ежегодных 5 млрд долл.

Львиная доля, а именно 3 из 5 млрд долл., сформирована за счет транзита трубопроводным транспортом российского сырья: газа, нефти, нефтепродуктов, аммиака. Однако с введением в эксплуатацию обходных маршрутов транзитная рента Украины продолжит сокращаться, а также потребуются расходы на оптимизацию украинской ГТС, которые традиционно переложат на конечных потребителей в лице населения и промышленности (консервация отдельных участков, перестройка газораспределительной системы и т. д.). 

Под обходными трубопроводами подразумеваются «Турецкий поток», находящийся пока под вопросом «Северный поток – 2» и аммиакопровод из Тольятти до портов Краснодарского края. Строительство обходных маршрутов поставок «голубого топлива» в Европу диктуется не только удешевлением транзита, но и серьезным износом украинской ГТС, превышающим 83%. 

Ну, и никто не может дать никаких гарантий, что «общественные активисты» вдруг не решат взорвать магистральные трубопроводы, прекратив транзит газа «государства-агрессора».

Однако и без того украинские трубопроводы используются далеко не на полную мощность. Проектная мощность ГТС Украины — 140 млрд кубометров в год, но за три последних года суммарно прокачано лишь 210 млрд. Для нефтепроводной системы — 67 млн и 45 млн тонн соответственно. В связи со спорами между Москвой и Минском по нефтегазовому вопросу Киев может несколько подзаработать на транзите азербайджанской / иранской нефти в Беларусь, но едва ли подобный маршрут, в силу экономических и политических причин, будет востребован на протяжении длительного периода времени.

Не лучшим образом обстоят дела с морским транзитом. В период 2014–2016 гг. объемы транзита грузов в украинских портах сократились вдвое: с 40 млн до 20 млн тонн. Износ же портовой инфраструктуры, равно как железнодорожной вкупе с автомобильными дорогами, достигает, по словам «министра уничтожения инфраструктуры» Украины Владимира Омеляна, полновесных 90–97%. 

Владимир ОмелянВладимир Омелян

Положение дел с дорогами и вовсе является притчей во языцех: доходит до того, что депутаты Николаевского облсовета признали проходящие через регион дороги государственного значения угрожающими жизни и здоровью людей. Притом ситуация с дорогами, особенно Причерноморья, трагически ухудшилась за последние три года, когда «майданный» режим отменил квоты на экспорт зерновых, — следовательно, перегруженные зерновозы внесли решающий вклад в разрушение асфальтового покрытия.

Видимо, рецептом является проведение куда более активной декоммунизации названий инфраструктурных объектов — пожалуй, это единственное, в чём преуспели профильные чиновники. Оценили старания украинских инфраструктурных декоммунизаторов за рубежом: согласно рейтингу Logistics Performance Index 2016, Украина за 2015–2016 гг. опустилась на 80‑е место, утратив 19 позиций в рейтинге логистической эффективности.

Также отметим, что количество круизных лайнеров, посетивших Одессу в период 2014–2016 гг., составило всего 49, когда за один 2013 г. в «Южной Пальмире» их побывало 106. Притом большую часть времени Одесской областью руководил самый что ни на есть «прогрессивный» и прозападный Михаил Саакашвили. Его же администрацией был «зарублен» проект строительства паромной переправы через Дунай в Румынию.

Нет поводов для оптимизма в отношении воздушного транзита через Украину. Крушение малайзийского Boeing в небе Донбасса, а также инициированный яценюковским правительством разрыв авиасообщения с РФ (на чём заработал Минск) превратили Украину в «серую зону» на европейской карте авиационных перевозок.

Когда начиналась история с «евроинтеграцией» Украины, скептики предупреждали, что Киев многократно столкнется с теми негативными последствиями, которые в полной мере прочувствовала на себе Прибалтика (в меньшей степени Эстония). Так оно и получилось, но Украина, по сравнению даже с Литвой, Латвией и Эстонией, вместе взятыми, слишком большая страна для того, чтобы покрывать деньгами Евросоюза «выпавшие» источники собственных доходов в виде транзитной ренты и промышленности высокого передела. При сохранении текущих тенденций получаемые Украиной доходы от транзита в горизонте 2–3 лет рискуют «ужаться» еще в несколько раз.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров