Правительство Латвии представило в Сейм два законопроекта по «больным» вопросам: по закону о налоге для микропредприятий и по закону о государственном социальном страховании. Вчера, 15 декабря, депутаты Сейма, кроме фракции «Единство», приняли эти предложения в первом чтении. Теперь велика вероятность что 20 или 22 декабря эти два законопроекта плюс возвращённый на днях президентом Раймондом Вейонисом законопроект по микропредприятиям после коррекции будут приняты Сеймом во втором чтении и до конца года президент успеет их провозгласить. Что ожидает латвийские микропредприятия в новом году и как будет наполняться государственный бюджет, в котором ожидается недобор, порталу RuBaltic.Ru рассказала экономист Евгения ЗАЙЦЕВА:
– Госпожа Зайцева, президент Раймонд Вейонис всё же вернул скандальные поправки к закону о микропредприятиях на доработку в парламент. На Ваш взгляд, окажет ли это положительное влияние на малый бизнес?
– Наоборот, своими действиями президент только ухудшил ситуацию, и мне кажется, что его решение лишь усугубит проблемы малого бизнеса. Ведь что конкретно сделал Раймонд Вейонис? Он вернул в Сейм поправки, содержавшие две позиции. Первая – установка конечного срока действия микропредприятий, что в принципе предполагалось изначально, когда этот закон разрабатывался. В нём было определено, что микропредприятия могут существовать ещё два года – до конца 2018 года. И из-за этого возвращать закон обратно нет смысла, так как за это время можно было спокойно этот вопрос решить.
В свою очередь, вторая позиция была вообще позитивной – её инициатором выступило Министерство экономики, чтобы убрать ту глупость, которую разработал нынешний министр благосостояния Янис Рейрс в бытность министром финансов. Он считал, что наши микропредприятия получают слишком много, поэтому принял решение ограничить их виды бизнеса. В закон были внесены примечания, где был указан список отраслей, в которых деятельность микропредприятий была запрещена. И в новых поправках предполагалось это ограничение исключить.
Так что, по сути дела, эти поправки были хорошие, и, судя по всему, ни те депутаты от Регионального объединения, которые просили президента не провозглашать их, ни сам Раймонд Вейонис их просто не читали. Ведь если прочитали и поняли бы, что отменяются запреты на виды бизнеса, то у кого-то появился бы вопрос, а хорошо ли мы делаем?
– То есть получается, что, в соответствии с этими поправками, предприятиям всё равно пришлось бы платить социальный налог в полном объёме за работников независимо от того, заняты ли они на полную ставку или нет?
– Об этом в возвращённых поправках ничего не сказано. При этом количество человек, занятых на неполный рабочий день, на декабрь 2015 года составляет 46,2%. В переводе на цифры – примерно 400 тысяч человек. Конечно, все эти люди сокращены не будут, но вероятность того, что уволенными окажутся около 100 тысяч человек, присутствует.
Сейчас до нашего правительства начинает доходить, что эти социальные поправки приведут к тому, что народ начнёт увольняться, и появляются предложения отменить для микропредприятий эти социальные платежи и ввести комплексный налог в размере 15%, а не 9%, как он был ранее.
Поэтому в соответствии с принятыми 15 декабря в первом чтении поправкам для всех предприятий республики, в том числе и для микропредприятий, с 1 января 2017 года не вводится обязательный социальный платёж с ¾ минимальной месячной зарплаты. То есть здесь всё остаётся по-прежнему.
Для микропредприятий это означает, что сохраняется единственный комплексный платёж с оборота, но повышена ставка с 9 до 15%. И одновременно из закона исключаются нормы, которые запрещали микропредприятиям работать в 37 из 99 отраслей народного хозяйства.
Между тем в бюджете запланировано, что в 2017 году за счёт социальных платежей будет получено больше 70 миллионов, и больше 100 миллионов – в 2018 году. Правда, на мой взгляд, это лишь планы, которые так и останутся на бумаге. Ведь наш бюджет уже сейчас не выполняется. Три основных платежа: подоходный налог с населения, социальный налог и НДС – в план вкладываются, но сборы получаются меньше запланированных. Происходит недовыполнение плана, и на март этот недобор составлял 3%.
В августе поступил подоходный налог с предприятий, с больших предприятий, которые должны были заплатить как текущий аванс, так и доплату за предыдущий год. Так как предыдущий год они работали с прибылью, то поступившая сумма подоходного налога с предприятий чуть ли не двукратно превысила план, в итоге снизив совокупный недобор, который опустился где-то до 0,5–1%. Сейчас, в декабре, эта ситуация опять ухудшается и этот недобор продолжает существовать и расти.
– О чём тогда думает правительство, ещё сильнее повышая налоги? Ведь ясно, что предприниматели уйдут в тень. Где же та борьба с теневой экономикой, о которой так много говорят?
– Проблема в мышлении нашей правящей элиты, которая привыкла жить в рамках старой советской системы, когда говоришь одно, а думаешь другое. К сожалению, за последующие годы они стали верить в то, что говорят, утратив критическое мышление. В свою очередь, молодое поколение нашей элиты только так и воспитано – у них не может взяться других мыслей. Человеку, который всю жизнь ездил по дороге с правосторонним движением, очень тяжело переучиться на езду с левосторонним движением.
Также наши чиновники могут работать только по определённому шаблону, тогда как шаблоны, использующиеся в экономическом анализе, построены на сказочном предположении и теоретических постулатах, которые не работают. Поэтому и обязательство уплаты полного соцналога было преподнесено как забота государства о том, что работники микропредприятий являлись социально незащищёнными. Однако то, что их решение приведёт к сокращению людей и уменьшению сбора налогов, о чём, кстати, говорила и Налоговая инспекция, – эти факторы не принимаются во внимание. Ведь в той задаче, что они перед собой поставили, такая вещь, как обратная связь, не принимается.
В то же время, говоря о борьбе с теневой экономикой, необходимо знать, что нет чисто «белой» и «чёрной» экономики, а есть и «серая», которая оценивается так, что предприятие создаёт реальный продукт, обеспечивает работой людей, но налоги платит в уменьшенном объёме, скрывая часть своих доходов.
Государство закрывает на это глаза, потому что ему это экономически выгодно, ведь люди, работающие на предприятии, не идут за социальными пособиями.
Правда, только «взрослые» государства понимают, что доход – это не только полученные в бюджет деньги, но и не потраченные из него деньги.
В свою очередь, наши правящие живут по другому принципу, пытаясь урвать с бизнеса всё, что только можно. Ведь для них главное наполнить бюджет, чтобы покрыть из него расходы государства, то есть себя любимых. И им даже в голову не может прийти, что денег, которые поступают в бюджет, не будет.
– Как тогда будут покрывать возникший дефицит бюджета, если план, по Вашим словам, выполнен не будет?
– У нас избыток денежных средств в Государственной кассе. Были времена, когда там находилось до миллиарда, а наша страна, при наличии государственного долга в размере такой суммы, шла на международный рынок и занимала там ещё, чтобы погасить текущий платёж. Правда, эти деньги просто взять и потратить нельзя, но если социальный бюджет будет иметь дефицит, то он будет покрыт как раз из этих средств.
В то же время, при наличии недостатка средств в основном бюджете, просто будет дефицит выше разрешённого, который будет покрываться увеличением госдолга, то есть займами. Если в прошлом законе о бюджете был утверждён максимальный государственный долг на конец 2016 года в размере 10 миллиардов евро, то на следующий год он будет выше.
Да, простому народу от этого станет лишь тяжелее, но, как у нас принято, спрашивать его никто не будет.