В конце июля заканчивается срок действия антироссийских экономических санкций. В июне странам ЕС предстоит принять решение об их продлении, смягчении или отмене. Отдельные европейские державы при этом всё громче говорят о нецелесообразности продолжения диалога с Москвой в подобном формате. Звучат призывы отказаться от политики санкций.
Формально будущее санкционных баталий в Европе зависит от каждой отдельной страны: для определения судьбы санкций необходимо единогласное решение. Один голос против – и меры экономического сдерживания должны быть приостановлены. На деле же отказаться от антироссийских экономических ограничений едва ли удастся: отдельная страна не сможет пойти против генеральной линии Брюсселя.
Между тем ряды государств, говорящих об отмене санкций, продолжают множиться. К ним присоединяются всё более «весомые» страны. Отказаться от деструктивных антироссийских мер призвали власти федеральной земли Нижняя Австрия. «Последние два года показали, что санкции, по сути, не принесли желаемого успеха. Напротив, они, к сожалению, нанесли вред аграрным и хозяйственным предприятиям. Поэтому я бы хотела, чтобы в конце июня, когда закончится срок действия санкций, нам удалось достичь с Россией партнёрского соглашения», – сообщила член земельного совета по экономике Петра Богуслав.
«Отмена продовольственного эмбарго – ключевой вопрос, который поднимет итальянский премьер-министр Маттео Ренци на встрече в июне этого года с российским президентом Владимиром Путиным», – пишет газета «Известия», ссылаясь на свой источник, близкий к правительству Италии. Логично, что для подобного разговора итальянская сторона должна предложить Москве нечто равноценное. Предполагается, что Ренци пообещает Путину голосование за отмену или смягчение санкций. В 2015 году официальный Рим заблокировал автоматическое продление санкций против Москвы. Однако в ходе голосования Совет ЕС пролонгировал антироссийские меры ещё на шесть месяцев. «Главнейшее – это воля народа.
Если бы итальянский (народ – прим. RuBaltic.Ru) мог сам принять решение, то большинство было бы против санкций», – заявила сенатор республики Паола Де Пин.
В апреле за резолюцию об отмене антироссийских санкций проголосовали депутаты нижней палаты французского парламента (Национальное собрание – прим. RuBaltic.Ru). Документ, подготовленный оппозицией, был поддержан большинством голосов. Не имея обязательной силы и выступая в качестве рекомендации, резолюция, между тем, является лакмусовой бумажкой настроений влиятельных групп французских элит.
Среди российских «друзей» по вопросу санкций попеременно проявляются также Греция, Венгрия, Кипр, Чехия, Словакия. Значительные силы в Германии оказывают давление на правительство Меркель, настаивая на смягчении политики в отношении России. Вопреки дипломатической конфронтации Брюсселя и Москвы стартует реализация проекта «Северный поток – 2». Несмотря на антироссийскую накачку западной прессы, 95% граждан Германии выступают за новое политическое сближение Евросоюза с Москвой, а 69% немцев желают скорейшего прекращения войны санкций – свидетельствуют результаты мартовского опроса института TNS Infratest.
Даже главные промоутеры антироссийских санкций – Польша и Прибалтика – заговорили о нецелесообразности выстраивания диалога с Кремлём при помощи кнута. О бесперспективности попыток длительной изоляции России рассуждает латвийский премьер Марис Кучинскис. «Мы все хотим добиться прогнозируемости действий России. Поэтому в долгосрочной перспективе бойкот России – не выход», – сообщает политик. «Мы не сторонники изоляции России. Считаем, что диалог с Россией должен продолжаться, но на партнёрских позициях, то есть с государствами и ответственным, сильным, солидарным НАТО», – рассказывает польский президент Анджей Дуда во время совместной пресс-конференции со своим словенским коллегой Борутом Пахором в апреле.
Таким образом, от радикальных и нерукопожатных для официального Брюсселя сил вроде французского «Национального фронта», итальянской «Лиги Севера» или консервативной правой партии «Альтернатива для Германии» идеями необходимости пересмотра отношений с Москвой всё сильнее заражается системный европейский политикум. Приходит понимание того, что ограничительные антироссийские меры ЕС в ответ на кризис на Украине превратились в патологию международных отношений: по мере развития процесса глобализации и увеличения созависимости мировых игроков санкции становятся обоюдоострым и менее эффективным инструментом внешнеполитического давления. Бойкот одного из крупнейших торговых партнёров наносит урон экономике Евросоюза. Иностранный бизнес теряет выручку из-за отсутствия возможности инвестировать в Россию. При этом в вопросе разрешения украинского кризиса санкции демонстрируют свою полную непригодность.
Помимо экономических потерь, рост антисанкционных настроений в ЕС имеет и другую причину: европейцы опасаются усиления гегемонии США. Заокеанские товарищи, в свою очередь, уже успели анонсировать продление ограничительных мер в отношении Москвы. США и пять скандинавских стран (Дания, Швеция, Исландия, Норвегия и Финляндия) договорились о необходимости поддерживать санкции против России – сообщил в пятницу 14 мая Барак Обама.
О будущем санкций, однако, необходимо говорить, снимая розовые очки. Российские СМИ зачастую слишком позитивно расценивают отдельные заявления политических лидеров. Но один в поле не воин. Тем более – в поле большой международной политики. Вашингтон и Брюссель имеют действенные рычаги для переубеждения строптивых европейских государств. Ожидать отказа от продления антироссийских санкций в июне этого года было бы неоправданным оптимизмом. Перспективы пересмотра отношений Брюсселя с Москвой
станут реальными лишь тогда, когда эта идея начнёт доминировать в умах большинства ведущих европейских политиков. Однако нельзя не признать, что единый западный фронт против России становится всё более слабым, а, как известно, количество со временем переходит в качество.