Чем больше нарастает вал противоречий внутри Украины, тем больше времени руководство государства проводит за рубежом. На этот раз Брюссель, где проходила посвященная проблематике украинских «реформ» конференция, посетил премьер-министр Гройсман. Результативность визита традиционно оказалась невысокой.
С момента назначения на премьерский пост Владимира Гройсмана скептики подозревали, что он будет воспроизводить модель управления винницким базаром, директором которого стал в 16 лет, в масштабах всей Украины. В отношении внутриэкономической политики, проводимой кабинетом Гройсмана, скептики оказались абсолютно правы. Наглядный пример — так называемое поднятие минимальной зарплаты до 3,2 тыс. гривен (120 долларов, при Януковиче — 400 долларов).
В условиях отсутствия малейшего экономического роста это привело к увольнениям в бюджетном секторе и увеличению налогового бремени на частных предпринимателей, не менее 150 тысяч из которых вынуждены были подать заявления на закрытие ЧП.
Подход в стиле рэкетиров на рынках в 1990‑х: еще ничего не заработал, но за «место» и «крышу» уже должен заплатить.
Несколько по-другому выглядит политика внешнеэкономическая. 9–10 февраля в Брюсселе состоялась конференция «Поощрение и направление: перезагрузка украинских реформ», где присутствовал Гройсман. Название мероприятия оставляет желать лучшего: непонятно, как можно перезагружать то, чего нет. Не считать же реформами тотальную «декоммунизацию» промышленности и социальной сферы, резко усугубившую тенденцию к депопуляции страны?
В целом, на сегодняшний день реформы на Украине невозможны в принципе. Внутри украинской «элиты» установилось определенное равновесие, которое приобрело форму подковерной возни за сужающееся «корыто».
Начало хоть каких-нибудь реальных реформ будет означать неизбежное наступление на интересы части правящего класса, что разрушит хрупкий баланс с непредсказуемыми последствиями.
Тем не менее Владимир Борисович пообещал в 2017 году «закрепить и ускорить экономический рост». Опять-таки, на сегодня нет ни малейших внутренних драйверов для экономического роста. Остается уповать разве что на внесистемные факторы — рост мировых цен на сырье и хороший урожай зерновых. Но риторика гройсмановского правительства решительно отличается от риторики яценюковского: если Яценюк подчеркивал, что всё плохо из-за «нападения Путина», то Гройсман делает хорошую мину при плохой игре в духе «всё хорошо, прекрасная маркиза».
Говорил украинский премьер и о евроинтеграции. В очередной раз Гройсман заверил, что через 10 лет Украина войдет в ЕС. Причем глава украинского правительства подчеркнул свою «последовательность»: мол, я и год назад говорил, что через десятилетие Украина станет членом ЕС. От себя добавим: и через десять лет руководители Украины будут увещевать, что страна через десять лет присоединится к Евросоюзу. Как, например, заявлял об этом Ющенко в далеком 2007‑м (рукописи не горят!).
К тому же парламент Нидерландов всё еще не ратифицировал Соглашение об ассоциации Украина — ЕС, названное Гройсманом «дорожной картой трансформации».
Но большинство антисоциальных пунктов этого документа Киев выполнил, прежде всего доведя коммунальные тарифы до уровня «рыночных» — в 4–8 раз подняв их
Наиболее важной частью брюссельского турне Гройсмана стало обсуждение с главой Еврокомиссии Юнкером (заявлявшим ранее, что Украина не вступит в ЕС в течение 20–25 лет, т. е. никогда) вопроса снятия моратория на экспорт леса-кругляка, введенного Украиной в 2015 году.
Планируется, что взамен ЕС предоставит Киеву кредит размером в 600 млн евро, — сугубо колониальная политика. Сумма потенциального кредита мизерная, учитывая аппетиты киевских коррупционеров и масштабы проблем в украинской экономике. А в закромах украинских власть имущих, опубликовавших под конец 2016 г. наделавшие шума электронные декларации, имеются суммы уж точно не меньшие; влив их в институты совместного инвестирования через механизм кредитного мультипликатора, Украина и вовсе смогла бы обойтись без значительной части выделяемых ей с 2014 года в долг денег.
В ближайшее время в стенах парламента развернется баталия относительно снятия / пролонгации моратория на экспорт кругляка. Представляется, что Рада не примет такое решение в обозримой перспективе: против выступает значительная часть депутатского корпуса. Но это никоим образом не помешает железнодорожным составам с контрабандной древесиной пересекать западную границу Украины. В целом же смысл введения эмбарго в отношении экспорта сводился не к тому, чтобы сохранить украинский лес, а к тому, чтобы сохранять добавленную стоимость внутри страны. Таким образом, по итогам 2016 г. деревообрабатывающая промышленность продемонстрировала рост порядка 20%.
Под конец вояжа Гройсман повеселил искрометной шуткой о том, что олигархи не контролируют Верховную раду. Смеялись не только на Украине, но и в Европе, чьи аудиторы в декабре 2016 г. заявили, что олигархические кланы оказывают доминирующее влияние на экономику, политику и медиа Украины.
Словом, никаких позитивных вестей для Украины из Брюсселя Гройсман не привез. Нельзя сказать, что это неожиданность: украинские власть имущие в последнее время совершают зарубежные визиты исключительно с целью напомнить о своем существовании и произнести ритуальные заклинания перед сильными мира сего. Ну и по мелочам — в duty free закупиться да мировые столицы посмотреть.