×
Экономика Экономика

Литва готовится обзавестись очередным нерентабельным энергопроектом

Новое правительство Литвы идет проторенным своими предшественниками, консерваторами, путем для получения европейского финансирования под строительство очередного бессмысленного проекта.

Победившие на парламентских выборах в Литве в конце 2016 г. «аграрии» решили обзавестись собственным имиджевым проектом в области энергетики, построив на европейские деньги новые когенерационные ТЭЦ в Вильнюсе, Каунасе и Клайпеде (одновременная выработка электрической и тепловой энергии путем сжигания отходов).

На днях министр финансов Литвы В. Шапока заявил о необходимости строительства в Вильнюсе такого энергетического объекта, который «с большой эффективностью помог бы решить проблемы не только переработки отходов, но и высоких цен на отопление». На первый взгляд заявление министра выглядит благим намерением. 

Министр финансов Литвы В. Шапока Министр финансов Литвы В. Шапока 

С одной стороны, создание новой ТЭЦ на базе современных мусороперерабатывающих технологий, где при прямой выработке электрической энергии будет утилизироваться попутное тепло, с инновационной точки зрения полезно для экономики. В конце концов, ведь на дворе XXI век и пора думать об альтернативе пресловутому газу. С другой стороны, новая станция, в представлении правящих, должна способствовать реальному снижению цен на отопление в столице. Вместе с тем, при более детальном рассмотрении вопроса, на поверку вскрывается расхождение слов министра с делом.

Сегодня высокие отопительные цены в Вильнюсе обусловлены объективными процессами. Столичная коммунальная компания Vilniaus energija, согласно государственным нормативным актам, обязана закупать около двух третей требующегося для отопления газа у введенного в эксплуатацию в конце 2014 г. терминала СПГ в Клайпеде — поставщика норвежского голубого топлива (норвежский СПГ существенно дороже российского трубного аналога). В итоге закупки для компании обходятся в среднем на 18% дороже стоимости газа на бирже, и на треть — при покупке у других газовых поставщиков, к примеру у Lietuvos duju tiekimas, с которой столичные коммунальщики ранее имели положительный опыт сотрудничества.

Таким образом, сам факт появления новой ТЭЦ противоречит государственной логике и подрывает работу нерентабельного СПГ-терминала в Клайпеде, основные издержки по содержанию которого (плата за аренду судна в день составляет 189 тыс. долларов США, за 10 лет — 689 млн долларов США) и так возложены государством на плечи бизнеса и оплачивающих коммунальные тарифы граждан.

Государство, будучи не в состоянии в одиночку обслуживать убыточный геополитический проект (сегодня, при отказе соседней Латвии и Эстонии закупать дорогой норвежский газ, загрузка составляет всего лишь 20%), проводит дискриминационную политику в отношении как собственных предприятий, являющихся основными потребителями газа, так и иностранных инвесторов. 

Действующий в стране закон «О терминале сжиженного природного газа», обязывающий крупных потребителей газа закупать до 25% необходимых объемов у плавучего терминала, является прямым нарушением законодательства ЕС, в первую очередь — основополагающего принципа конкуренции: «Потребитель имеет право на свободный выбор своих поставщиков, а поставщики, в свою очередь, имеют право на свободное обеспечение потребителей». 

В этой связи показательным стал крупный международный скандал в конце 2016 г., разразившийся в связи с уходом с литовского рынка одного из мировых лидеров в области предоставления энергетических услуг — французского концерна Veolia. Международная компания, контролирующая в Литве предприятия теплоснабжения, исчерпав все возможности отстаивания своих прав в литовских судах, подала иск против Литвы в размере 100 млн евро в Международный центр по урегулированию инвестиционных споров в Вашингтоне. 

Французы требуют возместить ущерб, понесенный «из-за нечестного поведения Литвы и присвоения иностранных инвестиций». Как заявили в Veolia, основанием для обращения в международный арбитраж стало нежелание Литвы компенсировать подконтрольным французам дочерним компаниям Vilniaus energija и Litesko убытки из-за «несправедливых и дискриминирующих изменений в регулирующих данную деятельность правовых актах».

Так зачем же новым литовским властям очередной бессмысленный энергетический проект? Ответ очевиден: освоить европейские средства.

Заявленная оператором проекта государственной компанией Lietuvos energija ориентировочная стоимость новой Вильнюсской ТЭЦ — 380 млн евро. При этом литовские власти рассчитывают на европейское финансирование половины расходов.

Похоже, что в Литве хорошей традицией при каждой смене власти стали походы в ЕС за деньгами на всякого рода бумажные проекты. В этой связи не лишним будет напомнить историю периода правления консерваторов (2008–2012 гг.) с аналогичным строительством энергетического «мегапроекта» — 9‑го газотурбинного энергоблока на ТЭЦ в Электреняй (мощность 450 МВт — 25% от общей потребности). Запущенный с помпой президентом Д. Грибаускайте в 2012 г. для снижения зависимости от российского импорта электроэнергии, флагман литовской электроэнергетики оказался нерентабельным, притом что его строительство обошлось в сотни миллионов евро (большая часть расходов была профинансирована ЕК).

В итоге литовские власти даже были вынуждены установить блоку минимальную квоту на выработку электроэнергии в размере 0,7 ТВт, а для субсидирования его работы пришлось создавать специальный фонд в размере 300 млн евро, который ежегодно формируется из отчислений с платежей всех пользователей за электричество.

Парадокс заключался в том, что, анонсируя снижение цен за счет ввода в эксплуатацию современного блока, власти на самом деле не были заинтересованы в снижении стоимости электричества, так как чем выше стоимость кВт для потребителя, тем лучше для энергоблока — меньше требуется средств из специального фонда для его обслуживания. 

Президент Литвы Даля ГрибаускайтеПрезидент Литвы Даля Грибаускайте

В конечном счете новое детище консерваторов и президента Литвы Д. Грибаускайте привело к росту тарифов для местного населения, что заставило пришедшее на смену консерваторам правительство социал-демократов вернуться к прямым долгосрочным контрактам на поставку электроэнергии из РФ. Сам же энергоблок большую часть времени из-за дороговизны просто не эксплуатировался. Местная пресса оправдывала его простой якобы допущенными на стадии проектировки и строительства серьезными ошибками, а власть — «высокими политическими ценами “Газпрома” на газ».

В итоге поход Литвы за «энергетической независимостью» обернулся ростом зависимости от российской электроэнергии, а также цен на электроэнергию для потребителей (в конечной стоимости электроэнергии — обслуживание западных кредитов).

Что касается голословных обвинений в адрес «Газпрома», то факты говорят сами за себя. Именно российский газовый концерн с 2003 г., когда приобрел Каунасскую ТЭЦ, в рамках инвестиционного договора с литовскими властями обеспечивал в течение последующих пяти лет тариф на тепло, который был вдвое ниже среднего по Литве. Немалые средства были вложены и в модернизацию самой ТЭЦ. В итоге, когда подошло время для установления цены на тепло по фиксированной формуле, Сейм Литвы отменил старый договор и ввел государственное тарифное регулирование. В 2013 г. российская компания продала этот актив и ушла с местного рынка электроэнергетики, зафиксировав общий убыток в 190 млн долларов США.

Сегодня эстафету в череде бумажных проектов у социал-демократов (2012–2016 гг.), активно поддержавших строительство СПГ-терминала в Клайпеде, приняли «аграрии» с идеей строительства сразу трех когенерационных ТЭЦ. Причем изначально данная идея не нашла необходимого отклика в ЕК, где усомнились в «мусорном» потенциале Литвы, указав на риск простоя половины производственных мощностей планируемых к строительству объектов. 

Ко всему прочему, фактор неопределенности относительно исхода спора французов с Литвой в американском арбитраже, где цена вопроса сопоставима с запрашиваемым Литвой финансированием, будет удерживать брюссельскую бюрократию от окончательного согласования очередного литовского энергетического «мегапроекта». К тому же, в случае проигрыша Вильнюса французам, у Литвы есть все шансы получить аналогичный иск от «Газпрома» по Каунасской ТЭЦ.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров