Рекордное сокращение численности населения стран Балтии неминуемо ведёт к повышению налогов для жителей Литвы, Латвии и Эстонии. Оставшееся в Прибалтике население будет вынуждено платить налоги не только за себя, но и за уехавших. Складывающаяся ситуация делает демографическую катастрофу стран Балтии ещё более драматичной: из-за постоянного роста налогового бремени бежать из Литвы, Латвии и Эстонии будут вынуждены даже те жители, которые до сих пор не планировали эмигрировать; в результате уже в следующем десятилетии в Прибалтике не останется никого, кроме доживающих свой век пенсионеров.
В «Годовом обзоре латвийского бизнеса» за 2016 год опубликовано совместное исследование информационного агентства LETA, исследовательской компании Oxford Research и компании Firmas.lv, объектом которого стала система налогообложения в Латвийской Республике. Главный вывод исследования: налоги для жителей Латвии в ближайшие годы будут только повышаться, и причина этому – катастрофическое обезлюдение страны.
«При взгляде на демографическую ситуацию в стране становится ясно, почему повышение налогов неизбежно, – пишут аналитики Oxford Research. – Количество жителей, то есть нынешних и будущих налогоплательщиков, продолжает сокращаться. Тем не менее для поддержания страны с её инфраструктурой, дорогами, школами, больницами и т. д. финансирование должно не сокращаться пропорционально численности населения, а увеличиваться, чтобы компенсировать инфляцию и удовлетворить растущий спрос на качественные государственные услуги».
Иными словами, неиспользуемая инфраструктура нуждается в обслуживании так же, как и используемая. Система жилищно-коммунального хозяйства – это единое целое, и обслуживаться она должна в полном объёме, невзирая на то, что как минимум четверть жилых помещений в Латвии пустует.
Что же касается государственных услуг (в первую очередь здравоохранения и социальной защиты), то потребность в них по мере развития демографического кризиса будет не уменьшаться, а только увеличиваться. Деформация возрастной структуры населения приводит к критическому увеличению доли в ней пожилых людей, в силу возраста нуждающихся в лечении и опеке, и в то же время к снижению числа работников, способных заботиться о пенсионерах. Поэтому в ближайшие годы будут одновременно расти потребность в государственных услугах, их дефицит, очереди на эти услуги, а следовательно, необходимость увеличивать их государственное финансирование.
Общей причиной этих тревожных тенденций является неотвратимо надвигающаяся на Латвию демографическая катастрофа. Учитывая, что такая же катастрофа надвигается и на Литву с Эстонией, можно сделать общий для трёх Прибалтийских республик вывод.
Уже в следующем десятилетии тому трудоспособному населению, что всё ещё остаётся в Прибалтике, придётся платить значительно больше налогов, чем они платят сейчас.
Четверть века назад в Литве жили 3,7 миллиона, а в Латвии – 2,6 миллиона человек. К сегодняшнему дню эти страны потеряли треть населения, а в следующие десятилетия, по прогнозам европейских статистических служб, потеряют ещё треть. Оставшимся в Прибалтике «последним из могикан», вынужденным поддерживать функционирование городской, социальной и коммунальной инфраструктуры, придётся платить даже не за себя и за того парня, а за себя и ещё за двух парней.
Предпочитающие эмиграции родную Прибалтику обязаны будут платить со своих зарплат налоги, из которых будут начисляться пенсии. Количество пенсионеров и трудоспособных налогоплательщиков в Литве, Латвии и Эстонии находится в обратно пропорциональной зависимости: по мере роста числа первых и сокращения числа вторых придётся либо постоянно уменьшать пенсии, либо постоянно повышать налоги.
Демографы и экономисты в странах Балтии неоднократно говорили об этой формирующейся крайне негативной тенденции.
Исходя из демографического прогноза для Литвы на ближайшие полтора-два десятилетия, Министерство социальной защиты и труда Литовской Республики заявило этим летом, что с 2020 года литовские пенсии, вероятно, будут составлять не более 24% от средней зарплаты в Литве.
По мере углубления «демографической ямы», выхода на пенсию самого многочисленного поколения работников 1960-х – 1970-х годов рождения и замены его поколением самой низкой рождаемости, пенсии будут сокращаться всё больше. Альтернативный вариант – будут всё больше расти налоги для немногих не эмигрировавших из Литвы, Латвии и Эстонии работников. В результате в ближайшие 5–10 лет в Прибалтике будет не прожить либо на пенсию, либо на зарплату, а спустя ещё несколько лет – ни на пенсию, ни на зарплату.
Аналитики Oxford Research делают логичный вывод: постоянное увеличение налогов не будет положительно влиять на желание людей оставаться работать в Латвии и рожать в ней детей. Тот же вывод можно сделать и по всей Прибалтике.
Из-за постоянного роста налогового бремени бежать из Литвы, Латвии и Эстонии будут вынуждены даже те их трудоспособные жители, которые до сих пор не планировали эмигрировать.
Разве для них остаётся другое решение? Мало того, что в Европе, рынок труда которой открыт для прибалтийских гастарбайтеров, зарплаты в 5–6 раз выше, так и в родной Прибалтике реальный доход будет становиться всё ниже и ниже.
Какой из этой ситуации может быть выход, кроме эмиграции? Прибалтийская шутка: «Последний, кто будет улетать, не забудьте выключить свет в аэропорту», – постепенно становится реальностью. Раньше из Прибалтики улетали молодые, активные, пассионарные, амбициозные – скоро оттуда будут вынуждены улетать все. Включая тех, кто и не собирался улетать, кто даже не рассматривал для себя сценарий эмиграции. Включая тех, кто искренне любит свою Литву, Латвию или Эстонию, является их патриотом, причём не профессиональным, как местные политики, а настоящим.
Профессиональные «патриоты» за четверть века своего пребывания у власти просто не оставили настоящим патриотам другого выбора, кроме эмиграции.
Всё, что скоро останется ещё ожидающему чего-то от жизни трудоспособному жителю Прибалтики, – это купить билет на самолёт в один конец и улететь, оставив профессиональных «патриотов» – прибалтийских правителей – наедине с немощными стариками, которых им придётся на что-то содержать.