×
Экономика Экономика

Миф Литвы об энергонезависимости начинает развенчиваться

Источник изображения: delfi.lt

План официального Вильнюса стать «королём бензоколонки» в прибалтийском регионе терпит фиаско: Сейм Литвы обсуждает возможности уменьшить импорт норвежского газа для терминала в Клайпеде. На подходе очередные договорённости с Газпромом о покупках «недемократического» «голубого топлива» из России. Миф Литвы об энергетической независимости последовательно начинает развенчиваться.

Сегодня в литовском Сейме решается вопрос о будущих объёмах импорта сжиженного природного газа (СПГ) из Норвегии. Парламент обдумывает возможности инициировать переговоры с нефтеконцерном Statoil о пересмотре объёма поставок СПГ в меньшую сторону. О необходимости такого шага в понедельник на встрече в Комитете по экономике договорились представители Litgas, Klaipedos nafta, Комиссии по ценам и Министерства энергетики.

Как оказалось, уровень потребления «голубого топлива» в Литве стремительно снижается, а газовые излишки не нужны ни местному рынку, ни соседним прибалтийским республикам. Как сообщает агентство Reuters, в текущем году непроданными могут остаться примерно 200 млн кубометров газа от заказанных у норвежцев 540 млн. В следующем году избыток может достичь отметки в 240 млн кубометров.

В 2014 году в Литве начал работу терминал по приёму СПГ с символическим названием Independence («Независимость» – прим. RuBaltic.Ru). Литовские и европейские политики окрестили это событие важной вехой в становлении энергетического рынка ЕС и началом конца монополии Газпрома, который ранее являлся единственным поставщиком «голубого топлива» на рынок республики. Предполагалось, что терминал стоимостью 145 млн евро дарует Литве реальную энергонезависимость и полностью вытеснит с внутреннего рынка «недемократический» российский газ.

Официальный Вильнюс посчитал литовский путь построения «энергонезависимости» столь успешным, что высшее руководство страны даже стало давать «мастер-классы» по борьбе с «тоталитарными» газовыми поставщиками. «Литва готова поделиться опытом в построении LNG-терминалов (СПГ-терминалов – прим. RuBaltic.Ru) и избавлении от зависимости от поставок газа из России», – написал президент Украины Пётр Порошенко на своей странице в Twitter после встречи с литовской «железной леди» Далей Грибаускайте в Киеве.

Тогда же между литовским импортёром СПГ Litgas и Statoil было заключено соглашение об объёмах газовых поставок. Согласно договору, Литва в течение 5 лет должна выкупить 2,7 млрд кубометров норвежского газа.

Однако цена СПГ (особенно в зимний сезон), плата за десятилетнюю аренду судна-хранилища терминала Independence и затраты на строительство инфраструктуры терминала в Клайпеде сделали «независимый» сжиженный газ существенно дороже газпромовского.

Так, стоимость норвежского газа составляет 328,9–365,5 доллара за тысячу кубометров газа, процедуры сжижения-разжижения 60 долларов; размер накладных расходов на СПГ-терминал ещё 145 долларов. Вот и получилось, что цена СПГ равняется 534–571 доллару за тысячу кубометров, тогда как стоимость «голубого топлива» от Газпрома 370 долларов. Логично, что Литве такое количество дорогого СПГ оказалось просто ненужным, ведь если перейти только на него, стоимость отопления взлетит до небес, а остатки промышленности станут совсем нерентабельными.

«Я неоднократно говорил, что наш терминал был политическим проектом, стремились построить его как можно скорее, всё сделали поспешно, получилось очень дорого», – говорил год назад заместитель директора Конфедерации промышленников Литвы Видмантас Янкаускас в эфире радиостанции Žinių radijas. Оценка СПГ-терминала как политического проекта соответствует действительности, ведь для столь малого потребителя, как Литва, сжиженный газ в принципе не мог оказаться дешевле, чем трубопроводный.

Чтобы хоть как-то компенсировать потери от политики «энергонезависимости», официальный Вильнюс надеялся перепродать газовые излишки соседней Латвии. Но когда вопрос касается кошелька, прибалтийское единство зачастую даёт сбой. Вот и на этот раз официальная Рига изменила литовскому СПГ-терминалу с российским газовым монополистом. «Наш спрос на газ в Латвии полностью покрывается за счёт долгосрочного контракта с Газпромом», – сообщил член правления компании Latvijas Gāze Марио Нуллмейер.

Для Латвии российский газ на 8–12% дешевле, чем СПГ, поставляемый Statoil в клайпедский терминал, и это ещё без учета расходов на транспортировку. 

Учитывая тот факт, что Латвия должна выполнять требования Третьего энергопакета ЕС только с 2017 года, никаких сдвижек в газовых переговорах между Вильнюсом и Ригой в ближайшие пару лет не будет, а «голубое топливо» из литовского СПГ-терминала не выйдет за пределы республики.

Вот и соседние эстонцы, которых Вильнюс видел потенциальными покупателями и которые, из солидарности, даже приобрели пробную партию СПГ, собираются строить свой собственный СПГ-терминал, что окончательно ставит крест на клайпедском терминале как региональном.

В вопросе строительства «энергонезависимости» действия литовского правительства, прославляющего СПГ-терминал, напоминали присказку про мышей, которые «плачут, колются, но продолжают жевать кактус». Теперь же, осознав, что «демократическое» «голубое топливо» оказалось не по карману гордой прибалтийской республике, официальный Вильнюс вновь ведёт переговоры с российским газовым монополистом о новой порции закупок. При этом литовские элиты активно ищут варианты для снижения объёмов импорта норвежского газа, который ранее должен был даровать республике «энергетическое счастье».

Получается, что клайпедский СПГ-терминал оказался дорогой и попросту ненужной игрушкой, за которую литовские налогоплательщики будут расплачиваться ещё не один год.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Статья доступна на других языках:
Новости партнёров