Строительство эстонско-финского газопровода Balticconnector, по всей видимости, не получит европейского финансирования. Причиной этому может стать односторонний выход Хельсинки из амбициозного энергетического проекта. В случае отказа ЕС поддержать прокладку газопровода Эстония будет вынуждена оставаться в российском «газовом капкане» либо платить втридорога за голубое топливо из клайпедского СПГ-терминала. Для финнов же саботаж строительства Balticconnector может стать экономически выгодной авантюрой.
Вокруг газопровода Balticconnector, который должен был лечь на дно Финского залива к 2019 году, разыгралась по-настоящему драматическая история. Планировалось, что труба стоимостью 110 млн евро соединит Финляндию с газовыми сетями стран Балтии. Помимо транспортировки голубого топлива морской трубопровод позволил бы финскому оператору «Gasum Oy» хранить газ в Инчукалнском подземном хранилище в Латвии. Таким образом, Balticconnector должен был стать для балтийского региона альтернативным источником поставок голубого топлива и оружием против монополии российского Газпрома, а также предпосылкой к созданию единого газового рынка ЕС. «Это вопрос не только безопасности, но и вопрос большего выбора, надежности снабжения и более выгодных цен для потребителей», — анонсировал проект эстонский премьер Таави Рыйвас, провозгласив стратегической целью своей страны достижение энергетической независимости от российских источников поставки.
Договор между Таллином и Хельсинки о прокладке трубопровода был заключен весной прошлого года. Тогда же стороны подписали меморандум о намерении создать региональный терминал сжиженного газа. Большую часть денег (75%) на реализацию столь амбициозного проекта планировалось получить от Евросоюза, однако уже осенью 2014 года Еврокомиссия отказалась финансировать Balticconnector. Причина банальна: Эстония и Финляндия попросту не смогли договориться о месторасположении СПГ-терминала. Так, Хельсинки настаивали на необходимости строить терминал у себя в Инкоо, обосновывая это тем, что объемы потребления газа в Финляндии втрое больше в сравнении с эстонскими. В свою очередь официальный Таллин выступал за возведение терминала в эстонских портах Палдиски или Мууга, считая, что это обойдется дешевле.
Позже глава эстонского правительства Таави Рыйвас и тогдашний премьер-министр Финляндии Александр Стубб все-таки смогли прийти к договоренности о расположении СПГ-терминала: победила финская сторона. Решение о строительстве терминала в Инкоо тут же было подвергнуто критике со стороны официального Таллина. «Для правительства, которое в коалиционном договоре имеет пункт, что СПГ-терминал должен быть построен в Эстонии, вчерашнее соглашение не в интересах Эстонии», — заявил председатель парламентской комиссии по иностранным делам Марко Михкельсон, отметив при этом, что для обеспечения энергобезопасности и выхода на мировой газовый рынок Таллину нужен не эстоно-финский газопровод, а собственный терминал.
После сдачи Рыйвасом части национальных интересов финнам, обсуждения перспектив Balticconnector снова продолжились. Однако в начале года над проектом вновь сгустились тучи. Причиной тому стало падение цен на нефть. Глава финской фирмы «Gasum Oy» Йоханна Ламминен сообщила, что ввиду сильного снижения стоимости черного золота планы строительства регионального терминала сжиженного газа сейчас под вопросом, необходим анализ его окупаемости. А уже в конце июля финская сторона окончательно поставила крест на эстонской мечте о газовой независимости. «Gasum Oy» без объяснения причин заявила, что не станет подавать вместе с эстонской компанией совместную инвестиционную заявку в ЕС на финансирование строительства газопровода. Финны покинули проект в одностороннем порядке.
Несмотря на столь драматический поворот, Таллин решил не отказываться от мечты об энергобезопасности и выходе на мировые газовые рынки. Эстонская кампании Elering сообщила, что сможет проложить трубопровод самостоятельно и подала ходатайство о получении европейского финансирования в одиночку.
В данный момент судьба проекта остается туманной. Однако при сложившихся обстоятельствах многократно увеличивается риск того, что Еврокомиссия попросту откажет в финансовой поддержке Balticconnector по причине отсутствия сотрудничества между двумя государствами.
Во всей истории об эстонско-финском газопроводе напрашивается один логичный вопрос: зачем же Хельсинки решили саботировать строительство Balticconnector и столь неожиданно покинули проект?
В этом году у официального Таллина заканчивается договор с «Газпромом». Но, в отличие от эстонской стороны, соглашения Хельсинки с российским газовым монополистом еще десять лет назад были продлены вплоть до 2025 года, да еще и с увеличенным объемом поставок. При этом Финляндия имеет крайне хорошую цену на российский газ. Так, в 2013 году Хельсинки покупали голубое топливо на 7 евро за мегаватт-час — дешевле, чем потребители в Западной Европе. При этом условия покупки российского газа для финнов могут быть еще более выгодными, особенно при росте объема потребления.
Странная игра «Gasum Oy», в результате которой проект Balticconnector теперь может не получить финансирование со стороны Брюсселя, по всей видимости, не что иное, как попытка выторговать для себя еще более выгодные условия поставок со стороны «Газпрома».
А мечтам Эстонии об энергетической независимости в ближайшие годы, скорее всего, не суждено будет сбыться.