На фоне принятых Россией санкций относительно импортной сельхозпродукции в странах Балтии развернулась дискуссия о том, как запрет скажется на экономике этих республик. О том, как санкции отразятся на социально-экономической ситуации в Латвии, портал RuBaltic.Ru поинтересовался у депутата Сейма, главы фракции «Центр согласия» Яниса УРБАНОВИЧА (здесь можно ознакомиться со взглядами из Литвы и Эстонии):
- Г-н Урбанович, как Вы оцениваете возможные последствия от российских санкций для экономики Вашей страны?
- Это плохая новость для Латвии. Не хочу быть злым пророком, поэтому воздержусь от каких-либо прогнозов, но ничего хорошего я не жду.
- Возможно ли начало кризиса в Латвии в результате закрытия российского рынка?
- Хотелось бы думать, что нет. Но, наверное, это так.
Я достаточно критичен к латвийским политикам в отношении их нетерпения как можно быстрее и больнее высказаться и обострить ситуацию между Западом и Востоком, между ЕС и Россией. Но сейчас я не хочу обсуждать действия конкретных лиц, поэтому могу лишь сказать, что с первого дня санкции против России, которые вводились по инициативе США и стран ЕС, активно продвигались прибалтийскими странами, и Латвия не уступала своим соседям.
Поэтому думать, что это останется без внимания, было довольно наивно. Мне кажется, что они на это и не рассчитывали. Идёт всеобщая политика обострения, и я не очень понимаю, рассматривают ли эту политику с точки зрения перспективы. Скорее всего, это кадровые перспективы отдельных фигурантов этого противостояния.
- Почему именно прибалтийские страны так яро выступали за санкции против России?
- Потому что наши руководители, равно как и Польша, всегда смотрели и пытались угадать не погоду в Брюсселе, а ветра на Капитолийском холме в Вашингтоне.
- Почему, на Ваш взгляд, основной удар российских санкций пришёлся по странам Балтии и Скандинавии?
- Думаю, что причина в географической близости. Мы рядом, и естественно, что, когда паны дерутся, у хлопцев чубы трещат.
Мы как раз прибрежные хлопцы, и через нас идёт транзит. Мы хотели бы надеяться на хорошие взаимоотношения с соседями, но большая политика отдалённых от российской границы стран бьёт по нам больнее.
- Почему руководство Вашей страны заявило, что санкции не окажут существенного влияния на экономику страны?
- Не хотел бы никого критиковать: это часть наших внутренних споров. Могу лишь сказать, что единой позиции в Латвии нет.
У нас есть ура-патриоты, которые считают, что чем хуже отношения с Россией, тем лучше для Латвии.
А есть и другие, которые смотрят на вещи более реалистично.
- Какие меры необходимо предпринять сейчас, чтобы минимизировать ущерб от санкций?
- Думаю, что особых успехов тут сложно ожидать, потому что наши экономисты и политики, находящиеся у власти, сейчас апеллируют к солидарности со странами Запада, то есть с ЕС. Мне кажется, что перспектива здесь небольшая, потому что у Европы ещё впереди восстановление Украины и другие пункты соглашения в рамках «Восточного партнёрства», где у ЕС много обязательств перед Украиной.
Поэтому, скорее всего, не Латвия дождётся какой-либо помощи, а, наоборот, мы будем вынуждены солидаризироваться и поделиться крохами наших экономических достижений ради Украины.
- Смогут ли, на Ваш взгляд, латвийские бизнесмены вернуть свои позиции на российском рынке после отмены санкций?
- Это зависит от того, когда это произойдёт и произойдёт ли вообще. Вполне возможно, что Россия приспособится к другим рынкам ради того, чтобы не раздражать разных русофобски настроенных политиков. Они могут просто уйти с этих рынков. Глядишь, там и отношения наладятся, только рынок уже будет сложно вернуть.
С другой стороны, возможно, что Латвия мыслит и в таком ключе: «Не первый раз Россия угрожает, это просто угроза. Никуда они не денутся и придут за нашими продуктами».
Здесь можно ознакомиться с реакцией на санкции в Литве и Эстонии