Министерство финансов и Центральный банк Литвы снижают прогноз роста литовской экономики, предупреждая, что в дальнейшем прогноз может быть вновь скорректирован в сторону еще большего ухудшения. Минфин объясняет ослабление экономики действием санкций ЕС и контрсанкций России, а Центробанк признает, что найти альтернативу российскому рынку не удалось: переориентации российской части литовского экспорта на другие рынки не произошло. Больше года понадобилось литовским властям, чтобы признать: Литва несет потери от войны санкций, а все разговоры о новых рынках оказались блефом.
Один из крупнейших коммерческих банков Литвы – DNB – снизил прогноз роста литовской экономики в 2015 году с 2,6% ВВП до 2%. Как отметила на брифинге для прессы старший аналитик банка DNB Екатерина Рояка, скорее всего, это не последнее снижение. «Если мы увидим, что неопределенность в мире растет, а сейчас рынки на пороге паники, эти благоприятные прогнозы придется значительно скорректировать в сторону снижения», — заявила Рояка. То есть нынешние прогнозы о замедлении роста ВВП – они еще и благоприятные.
Одновременно со своим прогнозом развития литовской экономики выступили аналитики Центрального банка Литвы. Главный государственный банк тоже ухудшил свой прогноз по экономике, причем даже больше, чем коммерческий DNB. Летом Центробанк предполагал, что в 2015 году литовский ВВП вырастет на 2%, теперь прогнозирует рост на 1,6%. Опять же, аналитики Центробанка допускают, что этот прогноз может быть скорректирован в сторону дальнейшего снижения.
На следующий день после DNB и Центробанка со своей оценкой перспектив литовской экономики выступило Министерство финансов Литвы. Эта оценка так же пессимистична, как у коллег: прогноз роста литовской экономики в 2015 году снижен до 1,9%.
При этом литовский Минфин честно признал, что замедление литовской экономики связано с санкциями против России и ответными санкциями России: негативную динамику вызывает резкое сокращение объемов экспорта.
«Я думаю, что было бы мудрым принять в бизнесе общую установку, что трудности во взаимоотношениях с Россией стали постоянными», — прокомментировал ухудшение экономических показателей министр финансов Литвы Римантас Шаджюс. В переводе эта фраза означает: да, в правительстве понимают, что от санкций литовскому бизнесу один вред, однако отказываться от своей политики не собираются и в Евросоюзе будут бороться против отказа от санкций. Так что терпите и работайте в условиях санкций и дальше.
При этом сами представители литовского государства признают, что все разговоры о новых рынках для литовского экспорта взамен российского рынка оказались блефом. За семь месяцев этого года экспорт литовских товаров в Россию упал на 55% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Сельскохозяйственных продуктов и продуктов питания литовского происхождения в Россию за семь месяцев 2015 года было экспортировано всего на 36,7 млн евро — в 4,8 раза меньше, чем в январе–июле 2014 года.
По данным Департамента статистики, совокупный экспорт Литвы в Россию (включая реэкспорт) сократился на 39%, причем экспорт продовольствия и сельхозпродуктов — на 62,4%, экспорт безалкогольных и алкогольных напитков — на 69,2%, экспорт молока и молочных продуктов — на 94,2%, а мясо, мясные продукты и субпродукты в Россию в этом году не экспортировались вовсе.
Экспорт в Россию в этом году составил 13,6% от всего литовского экспорта. Год назад 20% всего литовского экспорта отправлялось в Россию. Причем динамика экономических отношений между двумя странами была исключительно положительная: до санкционной эпопеи экспорт литовских товаров в Россию несколько лет только увеличился. Одного года затеянной не без участия Литвы и её президента Дали Грибаускайте войны санкций между ЕС и Россией хватило, чтобы экспорт в Россию обвалился более чем на треть.
Отдельные литовские «патриоты» даже в такой статистике могут найти основание для оптимизма. Как же, снижается товарооборот с Россией, значит снижается и зависимость от «кровавого русского медведя». Никаких дел на «проклятом Востоке» — все дела только на «благословенном Западе»!
Но только вот незадача: с Западом вместо «русского медведя» в торговых вопросах дело иметь не получается. Экспорт в Россию упал, но — пропорционально доли России в структуре литовского экспорта — падает и экспорт вообще. Аналитики литовского Центробанка так и говорят: экспорт в Россию сократился, при этом на другие рынки экспорт не увеличился.
Другими словами, весь тот творог, сметану и мясные продукты, которые литовским производителям не удалось продать в Россию, им не удалось продать куда бы то ни было еще.
А сколько год назад, когда затевалась эпопея с санкциями, сколько было разговоров о переориентации, об альтернативных рынках в Европе, Китае, Соединенных Штатах и на Луне? И ведь всё с этими разговорами опытным людям было понятно изначально: для постсоветской Литвы переориентация экспорта и новые рынки взамен российских – такая же «вечнозеленая» тема, как «последствия оккупации» и поиск «руки Москвы». Со времен «Саюдиса» ищут новые рынки и обещают вот-вот найти. И всей Литве давно понятно, что заняты все те альтернативные рынки, никакая Дания или Швейцария литовских молочников на свои рынки не пустит, и, разрушая экономические связи с Россией, можно лишь уничтожить те отрасли, которые живут за счет этих связей, и нанести удар по своей экономике.
Теперь и литовские чиновники признают, что плохие отношения с Россией негативно влияют на рост ВВП. Но тут же дают понять литовскому бизнесу, что эти плохие отношения установились надолго. От политики санкций Литва не откажется и будет лоббировать введение новых санкций против России в ЕС. Да, эти санкции бьют по литовской экономике, но литовское правительство и дальше будет «плакать и колоться», но продолжит «есть кактус».