Президент Литвы Д.Грибаускайте назвала текущую экономическую политику Греции «безответственной», без каких-либо шансов на получение европейской помощи, предложив греческим властям подумать над выбором другой валюты на «краткосрочный или долгосрочный период». Глава литовского государства рада итогам греческого референдума, где подавляющее большинство населения (63%) проголосовало против мер жесткой экономии, назвав их «концом пира за чужой счет». Почему же Литва заняла столь жесткую позицию по отношению к своему коллеге по ЕС?
Решимость первого лица в отношении греческой судьбы обусловлена возникающими для Вильнюса новыми обязательствами с момента ввода евро в стране (c 1 январь 2015 г.). Страна автоматически стала участником европейского механизма стабильности, который является фондом помощи странам-членам зоны евро, испытывающим финансовые трудности, в рамках преодоления негативных последствий мирового финансового кризиса 2008 г. В феврале Литва уже перевела в фонд первый из пяти ежегодных траншей в размере 65 млн евро (всего 325 млн евро). Согласно европейским требованиям, стране также после 2027 г. придется осуществить еще один взнос в размере 160 млн евро.
Греческая история не является прецедентом, страна лишь пошла по стопам Исландии, чья экономика подошла к мировому финансовому кризису 2008 г. с самым большим в новейшей истории внешним долгом — 900% от ВВП. Коллапс экономики страны был спровоцирован накопленным тремя крупнейшими банками Исландии высоким валютным долгом. Главными кредиторами были британцы и голландцы.
Финансовый обвал на мировых рынках спровоцировал банкротство трех системообразующих банков, что привело к банкротству страны. Власти национализировали Центральный банк. Исландская крона обвалилась на 85% по отношению к евро. Правительство ушло в отставку. В стране в 2009 г. прошли выборы. Новый кабинет министров согласился на требования МВФ выплатить долги частным банкам Великобритании и Нидерландам, что нашло свое отражение в принятом парламентом законе «О выплате народом Исландии 3,5 миллиардов евро Великобритании и Голландии в течение следующих 15 лет по ставке 5,5% годовых» (долг — 10 тыс. евро на душу населения).
Народ встретил закон широкомасштабными протестами, добившись в 2010 г. его блокировки президентом О.Гримссоном, объявившим народное голосование по данному вопросу. Весной в ходе референдума 93% населения проголосовало против выплат долгов кредиторам. МВФ остановил кредитование, а ЕС пригрозил санкциями. Позднее глава государства прокомментирует итоги народного волеизъявления заявлением о том, что «нам говорили, что если мы не примем условия международного сообщества, то станем северной Кубой, но если бы мы согласились, то стали бы северным Гаити».
Исландцы, чтобы в будущем избежать подобной ситуации, собрали конституционную ассамблею, отобрав из 522 кандидатов 25 граждан страны без какой-либо политической принадлежности (юристы, журналисты, студенты), которые и работали над проектом будущей конституции, редактируемой в режиме реального времени в интернете с учетом поступающих от граждан рекомендаций.
Великобритания со своей стороны пообещала сделать все, чтобы не допустить вступления Исландии в Евросоюз. Вместе с тем правящая коалиция, представляющая интересы большинства скептически относящегося к евроинтеграции населения, несмотря на уговоры Европейской комиссии в 2014 г., вообще отозвала поданную в 2010 г. заявку на вступление в ЕС. До референдума так и не дошло.
Исландия наглядно продемонстрировала нежелание жертвовать своими национальными интересами, суверенностью, ограничивая в соответствии с европейским законодательством рыболовство (доля рыбных продуктов в экспорте страны составляет более 70%), что является основой благосостояния нации.
Сегодня экономика Исландии развивается устойчивыми темпами. В 2014 г. рост ВВП составил 2,7 % (17 млрд долларов США), ВВП на душу населения – 45 тыс. долларов США, инфляция – 2,2%.
На фоне продолжающихся ответных российских продовольственных санкций в отношении ЕС, Исландия чувствует себя как никогда уверенно. Страна наращивает ассортимент традиционно поставляемых товаров в Россию (замороженная рыба и мясо ягнятины, баранины, конины), параллельно активно ведя переговоры по поставкам продукции домашней аквакультуры: радужной форели, лосося, океанической рыбы. Исландия также готова поставлять помимо охлажденной мясной и морской продукции молочную – традиционный йогурт, сухое молоко, сыры. Емкий российский рынок обеспечивает стабильную загрузку мощностей исландской экономики, способствует ее росту, формированию новых рабочих мест. А самое главное, западная страна, зарекомендовавшая себя надежным торговым партнером Москвы, получает доступ на рынки Евразийского экономического союза с населением в 182 млн человек. Есть за что побороться.
Характерно, что исландская эпопея не получила широкого освещения в западных прессе и СМИ. Тему усердно обходили и брюссельские бюрократы, закрывая глаза на факт вызова, брошенного населением одной из западных стран международной финансовой олигархии. В условиях информационного вакуума статья американского публициста Дины Страйкер под названием «Что такое исландская революция, и почему ее нет в новостях» произвела эффект разорвавшейся бомбы. В статье в частности описывалось банкротство страны в 2008 г. из-за мирового финансового кризиса, а также пути его преодоления за счет отказа выполнять требования МВФ и возвращать долги частным банкирам. В этой же статье журналист давала рекомендации Греции, Италии и другим странам, переживающим кризис, следовать тем же путем, «взглянуть на Исландию, на поданный исландцами пример отказа подчиняться иностранным интересам, когда крохотная страна громко и ясно заявила, что их народ является суверенным». Все это, по мнению автора, и обуславливает отсутствие Исландии в новостях.
Сегодня ряд авторитетных международных экономистов связывают будущее Греции с выходом из ЕС. Так, нобелевский лауреат П.Кругман считает выход Греции из европейского валютного союза «неизбежным», а инфляционные опасения «безосновательными». Экономисты сходятся в том, что при текущих параметрах, когда долг на душу населения превышает 30 тыс. евро, у греческой экономики нет будущего.
Какие перспективы открывает выход Греции из ЕС?
Первый год перевода экономики на драхму, по оценкам П.Кругмана, будет самым сложным и болезненным.
Вместе с тем ее выход означает снятие продовольственных санкций, введенных Россией в ответ на действия Брюсселя. По оценкам греческой стороны, потери Афин от введения Россией продуктового эмбарго оцениваются в 30 — 35 млн евро. Объем торговли из-за взаимных санкций снизился на 40%. В 2014 г. внешнеторговый оборот России и Греции составил 4,2 млрд долларов США и сократился, по сравнению с предыдущим периодом, почти на 40%, в том числе российский экспорт, в основном энергоносителей, составил 3,7 млрд долларов США (снижение на 41%), импорт снизился на 19% до 500 млн долларов США.
С отменой санкций греческие товары (морепродукты, сельскохозяйственные продукты, молочные продукты и т.д.) вернутся не только на емкий российский рынок, но и на рынки стран Евразийского экономического союза. Греция также сможет поставлять товары и в российский Крым, где греческие паромы уже второй год подряд обслуживают керченскую переправу.
Сотрудничество в энергетической сфере также сулит Греции хорошие дивиденды. Россия уже заявила о готовности в рамках строительства «Турецкого потока» проложить ветку газопровода в Грецию (ориентировочная стоимость проекта ответвления – 2 млрд долларов США).
Перспективной выглядит и туристическая отрасль. Многие россияне традиционно предпочитают летний отдых в Греции, а открытие новых морских туристических маршрутов из Черного моря в Эгейское море будет способствовать росту туристического потока. Логичным выглядел бы шаг и по вводу ограниченного обращения рубля в греческой туристической индустрии, как это было сделано в Египте, что привело к росту числа отдыхающих там россиян.
В кредитно-финансовой сфере поддержку греческой экономике в переходный период могли бы оказать стабилизационные фонды по линии БРИКС и Шанхайской организации сотрудничества.
С завершением переходного периода перед Грецией открывается перспектива присоединения к зоне свободной торговли с Евразийским экономическим союзом, как в случае с Вьетнамом.
Литва своими резкими заявлениями и, как обычно, непродуманными действиями, провоцирующими Грецию на выход из ЕС, оказывает Брюсселю медвежью услугу – вакуум никогда не остается незаполненным, а Афинам есть, куда идти.