Заработная плата в Прибалтийских республиках по-прежнему остаётся вчетверо ниже, чем в среднем по ЕС. Это вынуждает население Латвии, Литвы и Эстонии покидать собственные страны и отправляться на Запад за «длинным евро». Причиной низких доходов служит технологическая отсталость государств Прибалтики. И если прибалтийские столицы в интенсивном режиме не начнут вкладывать деньги в инновационное развитие, то после снятия торговых барьеров между ЕС и США Латвия, Литва и Эстония попросту превратятся в колонии американских корпораций.
Неэффективные прибалты
Бичом Прибалтийских республик, не позволяющим латвийцам или литовцам получать «германскую» зарплату, оставаясь на родине, является катастрофически низкий уровень производительности труда. Производительность труда на одно занятое лицо в Латвии в 2013 году, по данным Eurostat, составила лишь 67% от среднего уровня государств Европейского союза. Таким образом, Латвия оказалось в тройке стран ЕС с самыми худшими результатами по данному показателю. Почасовая производительность труда в Прибалтийских республиках ещё больше отстаёт от развитых стран. За час латвийские труженики успевают проделать только 38% от среднего по ЕС объёма работы. В Литве этот показатель равен 42%, в Эстонии – 50%. По данным исследования «Инвестиционный климат Латвии», проведённого компанией в 2010 году, 86% предпринимателей оценили производительность труда местной рабочей силы как низкую.
Элина Ритиня, член совета Латвийской торгово-промышленной палаты:
«В настоящее время нет оснований платить более высокую заработную плату. Для уменьшения имущественного неравенства людей нужно в первую очередь способствовать развитию народного хозяйства и его конкурентоспособности. Только с ростом продуктивности работодатели смогут щедрее оплачивать труд своих работников. Рост зарплат должен быть экономически обоснованным».
Подобный разрыв в производительности труда между Латвией, Эстонией, Литвой и странами Западной Европы объясняется технологической отсталостью Прибалтийских государств. К этому добавляется и нехватка рабочих рук. Те, кто когда-то трудились на производственных объектах в странах Прибалтики, перебрались на предприятия в другие страны Евросоюза.
Сегодня только рост производительности труда может быть реальным источником увеличения конкурентоспособности прибалтийского региона, что, со своей стороны, должно привести к улучшению жизни населения.
Спасение в инновациях
Основными методами увеличения производительности труда являются использование новых технологий и внедрение инноваций. Именно по этим показателям страны Прибалтики как раз и демонстрируют неудовлетворительные результаты.
Так, по данным Индекса глобальной конкурентоспособности Латвия находится на 61-м месте по уровню развития бизнеса и на 70-м по инновациям. Прибалтийская республика, славившаяся в советское время качеством высшего образования в области технических наук, на сегодняшний день расположилась на 106-й позиции по доступности учёных и инженеров.
По уровню правительственных закупок высокотехнологических продуктов Литва занимает 101-ю строку среди 144 стран. Несмотря на достаточно хорошие показатели конкурентоспособности Эстонии (29-е место), вопрос инноваций является слабым местом и этой прибалтийской республики. Официальный Таллин, однако, в отличие от Риги и Вильнюса, усиленно пытается поддерживать высокотехнологические инициативы: по уровню закупок хайтек-продуктов правительством Эстония занимает 15-ю строчку рейтинга Индекса глобальной конкурентоспособности.
Как свидетельствует ежегодное сообщение Еврокомиссии об успехах членов ЕС в сфере инноваций «Innovation Union Scoreboard», в 2015 году Латвия и Литва продолжают оставаться среди отстающих в инновационном развитии стран, занимая третье и четвёртое места с конца рейтинга.
Кристилла Скрузкалне, экономист «Swedbank»:
«В сфере инноваций Латвия отстаёт от остальных государств Европы. Корпоративные инновации очень важны, так как по сравнению с общественным сектором они быстрее создают товары и услуги с коммерческим потенциалом, повышающие доходы, добавленную стоимость и способствующие росту экономики. Но в 2010 году около 70% предприятий не занимались инновациями. В “старой” Европе картина кардинально иная – именно сами компании выступают главными движителями активности R&D («исследования и развитие» – прим. RuBaltic.Ru)».
Занимаясь строительством новых постсоветских республик, прибалтийские элиты сами отказали своим странам в возможности претендовать на лавры Силиконовой долины. Промышленное производство, создававшее спрос и на труд фундаментальных учёных, и на создание инновационных технологий, последовательно уничтожалось, как пережиток тоталитарного советского прошлого. Экономика независимых Латвии, Литвы и Эстонии создавалась как экономика услуг. А ведь именно промышленность, как свидетельствует мировая практика, последние десятилетия являлась отраслью с наибольшим вкладом в рост производительности труда.
Станет ли Прибалтика американской колонией?
Латвия, Литва и Эстония продолжают движение по «греческому пути»: основными секторами экономик Прибалтийских республик являются гостиничный бизнес, торговля и малопроизводительное строительство.
Остатки прибалтийской промышленности, сумевшей каким-то образом дожить до сегодняшних дней, в ближайшее время столкнутся с новыми серьёзными вызовами и без поддержки властей исчезнут окончательно. Причиной столь мрачных прогнозов является проект договора Трансатлантического торгового и инвестиционного партнёрства (ТТИП), лоббируемого администрацией Обамы. Договор о ТТИП предполагает снятие торговых барьеров между США и ЕС и создание самой крупной зоны свободной торговли в мире. Новый суперэкономический блок, по словам его апологетов, должен ощутимо увеличить ВВП ЕС и США и стать импульсом для экономического роста обоих партнёров.
Как и любое экономическое объединение, ТТИП предполагает равный уровень развития обеих сторон: в противном случае снятие барьеров и отказ от системы сдержек приведёт к одностороннему перекачиванию ресурсов от одного, более «бедного», партнёра к другому. С этим и связаны основные риски амбициозного мегапроекта для ЕС: регионы Евросоюза существенно отличаются между собой по уровню социального и экономического развития. Поэтому вступление в силу договора о ТТИП значительно увеличит разрыв в производительности труда и конкурентоспособности между товарами периферии ЕС и стран Западной Европы и США.
Алексей Скопин, экономист, профессор ВШЭ:
«Главная разница в развитии Европы и США в том, что социальные вопросы решаются в Европе гораздо лучше, чем в Штатах. Здесь не увидишь такие полуразрушенные экономики и города, как Детройт и ряд иных американских машиностроительных центров. Европейские профсоюзы, политические партии обеспечивают сильную социальную защиту. И самый главный риск от соглашения для Европы – это потеря этих высоких стандартов жизни. От соглашения пострадают в первую очередь европейцы с низкими доходами, для них потери будут колоссальными. Что касается элиты, то она выживет во всех условиях».
Несмотря на интенсификацию торговли между ЕС и США, ТТИП усилит колониальное положение Прибалтийских республик. В отличие от Брюсселя, который заинтересован в относительно равномерном развитии всех стран Союза для устойчивости и целостности проекта ЕС, у Вашингтона нет никакого интереса экономически поддерживать государства Прибалтики или отказывать в экспансии на новые рынки своим корпорациям.
Маловероятно, что латвийские шпроты или литовские торты «Шакотис» завоюют рынки Филадельфии или Нью-Йорка, тогда как более дешёвая и качественная продукция американских корпораций однозначно потеснит прибалтийских производителей на внутреннем рынке Латвии, Эстонии и Литвы.
Подобный сценарий развития непременно приведёт к сокращению прибалтийского экспорта в страны Евросоюза. Многие рабочие места переместятся за океан, в Соединённые Штаты, что вызовет новую волну эмиграции жителей стран Прибалтики. Кроме этого, ТТИП повлечёт за собой изменение европейского баланса между трудом и капиталом, что неизбежно обострит социальные конфликты. Особенно остро это скажется на периферии ЕС, в том числе и на Прибалтике, где разница в доходах разных групп населения давно достигла взрывоопасной отметки. Без реорганизации собственной экономики Латвия, Литва и Эстония никогда не смогут догнать страны Западной Европы, разрыв будет только усиливаться. Готовящийся при молчаливом согласии прибалтийских элит договор о ТТИП превратит страны Прибалтики в колонию транснациональных корпораций и только ухудшит и без того неблагополучную социально-экономическую ситуацию в регионе.
Чтобы избежать полного экономического порабощения и отъезда оставшегося населения за рубеж, власть имущие Прибалтийских республик в срочном порядке должны менять саму структуру народного хозяйства. Необходимо последовательно увеличивать долю промышленного производства в экономике, выделять в разы больше средств на инновации. На политическом уровне странам Прибалтики нужно искать своё место в китайском геоэкономическом проекте Нового шёлкового пути, работать на укрепление своих позиций в качестве транзитного коридора, увеличивать торговый оборот с третьими государствами, в первую очередь со странами Евразийского экономического союза, где существует спрос на произведённые в Латвии, Эстонии и Литве товары. Подобная прагматичная стратегия, направленная на повышение конкурентоспособности своих экономик, требует от стран Прибалтики улучшения отношений с восточным соседом и деполитизации экономических отношений. Пока же прибалтийские элиты озабочены борьбой с мифической российской угрозой, а не благосостоянием своего народа и продолжают покупать пушки вместо масла.