×
Экономика Экономика

Белорусский бизнес усиливается в Прибалтике вопреки политике

Несмотря на сложные отношения Беларуси с Европейским союзом, Прибалтика остается особым для этой страны регионом. Политические претензии ЕС к Минску пока не смогли победить экономическую логику взаимовыгодного сотрудничества, и Беларусь активно продвигает свой бизнес в балтийских республиках.

От льна до азартных игр

По данным белорусского Государственного таможенного комитета за январь — май, Литва и Латвия вошли в группу главных торговых партнеров страны, заняв соответственно 2,3% и 1,3% товарооборота. Более 40% товарооборота Беларуси по-прежнему приходится на Россию, Евросоюзу суммарно достается около 30%, но белорусские бизнесмены активно стремятся занять новые ниши и укрепиться на прибалтийских рынках. C каждым годом увеличивается количество договоров о сотрудничестве в торгово-экономической сфере, растут инвестиции.

Как сообщают посольства Беларуси в Вильнюсе и Риге, белорусский бизнес проинвестировал 29,7 млн долларов прямых инвестиций в Литву, 20 млн долларов ушло в капитал предприятий Латвии. На территории Латвии действует 1641 субъект с белорусскими инвестициями. Рига и Минск реализуют более двух тысяч совместных инвестиционных проектов в торговле, транспорте, сфере финансовых услуг, промышленности и сельском хозяйстве.

В Латвии широко представлены достижения белорусского машиностроения. В стране по лицензии идет сборка тракторов «Беларусь», строительных и коммунальных машин «МАЗ», имеется погрузочная техника «Амкодор». Сетевики Belpiščepro, Baltkrievijas tirdzniecības centrs, BelwestTrade, ARTA-F, Diksons и B&V торгуют продукцией белорусского пищепрома, одеждой и трикотажем, обувью, бытовой техникой, косметикой.

«Значимое количество выпускаемых в Беларуси товаров представлены в Латвии через созданные в вашей стране компании с белорусским капиталом, — рассказывал белорусский посол в Латвии Александр Герасимено. — Среди тех, которые на слуху: ООО «Ойл логистик» (предприятия концерна Белнефтехим), ООО «Белпищепром», СП ООО «МТЗ-Сервис», ООО «Белвест-трейд».

Беларусь в Прибалтике

Белорусы обосновались и в Эстонии, где различные дилеры успешно реализуют продукцию БелАЗ, Амкодора, МТЗ, МАЗ, Минского подшипникового завода, Минского завода холодильников «Атлант», стеклозавода «Неман». Через рижское представительство концерна «Белгосприщепром» в Эстонию попадают товары белорусской пищевой промышленности, включая алкоголь. Помимо оптовой и розничной торговли, белорусы вкладываются в эстонскую недвижимость. Правда, в 2011 году посол Эстонии в Минске Яак Ленсмент оценил объемы взаимных инвестиций как «скоре, скромные». Согласно сводкам эстонского МИД, по состоянию на март 2014 года на эстонской земле работало более 300 предприятий с белорусским участием.

Беларусь в Прибалтике

Не так давно до Прибалтики добрался и Оршанский льнокомбинат, открыв фирменные магазины в Риге (Linen Fabric) и Таллинне (Belinor Textile). В Риге также функционирует представительство Белорусской универсальной товарной биржи.

Прибалтийские инвесторы тоже вкладываются в Беларусь. Так, в Беларуси зарегистрировано 657 организаций и ИП с латвийским капиталом и 31 представительство латвийских компаний.

Приходят и эстонцы: Тартуский пивоваренный завод A. Le Coq практически полностью скупил «Лидское пиво» (Гродненская область), Silvano Investment Group приобрела часть пакета акций «Милавицы» (женское белье), Kaamos Group учредила «Витебскую лесопилку». AS Kristond создала в Минске фабрику по производству картонной упаковки, а AS Interpap – фабрику по созданию грубой упаковки и строительству торговых площадей. Около десяти лет назад в Минске обосновалось даже франшиза эстонского казино – Olympic Casino Belarus, детище корпорации OEG, управляющей сетью 96 казино в Европе, из них 73 – в Прибалтике.

Морские ворота Беларуси

За неимением собственного флота Беларусь вынуждена постоянно оптимизировать логистику. Львиная доля экспорта идет через Прибалтику. Через одну только Латвию проходят 50% товаров, идущих из Беларуси морем в третьи страны, тогда как латвийская железная дорога на 56% загружена грузами, идущими из или через Беларусь. Белорусские устремления к транспортным возможностям прибалтийских республик серьезно подстегнула большая политика, связанная с украинским кризисом. «Работающие в порту компании получили новость о том, что со следующего года Россия свои нефтепродукты может начать экспортировать только через свои порты – в Петербурге и Усть-Луге. А вот у Беларуси, наоборот, возникла необходимость расширять свой балтийский транзитный коридор, так как качать нефтепродукты через Украину уже не так безопасно», — описывает ситуацию агентство BNN со ссылкой на латвийское телевидение. Немудрено, что Клайпеда, Рига и Вентспилс развернули жесткую конкуренцию за то, чей порт сможет лучше привлечь белорусов. Беларусь проявила ответный интерес.

Местные СМИ активно писали о том, что Клайпедский порт – 23 тысячи рабочих мест и 4,5% ВВП Литвы – в последние годы практически существует за счет белорусского транзита. В частности, из 35,2 млн тонн, переваленных в 2012 году, треть составили товары белорусского происхождения – калийные и азотные удобрения, мазут. В апреле 2013 года «Беларуськалий» выкупил 30% клайпедского терминала БКТ (Biriu kroviniu terminalas), одной из крупнейших компаний на литовском рынке. «В данном порту переваливается около 35% белорусских грузов. Мы значительно увеличили свое участие, используя производственные мощности Клайпедского порта. Еще несколько лет назад объем белорусских грузов составлял около 8,9 млн тонн, теперь – примерно 13 млн, — отчитался о сделке замминистра иностранных дел Беларуси Александр Гурьянов. – Как мы и договаривались с литовской стороной, если приобретаем часть мощностей терминала, постараемся максимально использовать эту возможность. Так, в прошлом году около 93% добываемого в Беларуси калия, вывезенного в третьи страны, было перевалено через Клайпедский порт». 

Растет и перевалка белорусской нефти через Klaipedos nafta, которая готовится отгрузить 37 тысяч тонн бензина белорусского государственного экспортера – Белорусской нефтяной компании (БНК). По словам пресс-атташе Klaipedos nafta Индире Милинене, в будущем планируется подписать с БНК долгосрочный договор закупок и перевалки бензина, мазута и дизтоплива дочерними компаниями БНК. 

Беларусь в Прибалтике

Но приобрести портовый терминал БНК решила в Латвии. Ранее латвийские чиновники неоднократно зазывали белорусов инвестировать в свои транспортные узлы. В 2011 году заместитель госсекретаря Министерства сообщения Латвии Улдис Рейманис, подчеркивая роль своей страны в транзитной цепочке, пригласил белорусов открыть собственные терминалы и логистические центры в латвийских свободных экономических зонах – специальных зонах Разекне и Лиепая и свободных портах Риги и Вентспилса. Почему выбор пал на Ригу, объяснил белорусский посол Герасименко: от нефтехимического завода «Нафтан» до Рижского порта порядка 400 км, самый короткий путь. Год спустя БПК открыло в Риге представительство своей товаропроводящей сети «Трансбалтик Ойл» для обеспечения экспедиционного сопровождения нефтепродуктов в направлении портов Балтийского моря. Переговоры шли два года, в декабре 2013 года на Латвийско-белорусской межправительственной комиссии был подписан меморандум о сотрудничестве. Госсекретарь Министерства сообщения Латвии Касперс Озолиньш в апреле этого года подтвердил готовность поддержать модернизацию порта для увеличения перевалки белорусских нефтепродуктов. «С нашей стороны сделано абсолютно все», — сказал он. Через месяц, 21 мая, на бизнес-форуме «Восточного партнерства» состоялось подписание договора между БНК и SIA Woodison Terminal (входит в WIT OIL Terminal) о приобретении белорусскими экспортерами доли рижского нефтеналивного терминала. На подписании присутствовали первый замминистра экономики Беларуси Александр Заборовский и министр экономики Латвии Дана Рейзниеце-Озола. Свое благословение дал латвийский МИД. Белорусская сторона подчеркнула, что теперь у нее появится собственный терминал в устье Даугавы. Пара лет уйдет на его модернизацию, после чего прогнозируется перевалка грузов на 1,5-2 млн тонн. Объем инвестиций – около 15 млн долларов. Кроме того, возможно, следом за белорусским терминалом в Латвии возникнут бензоколонки под белорусским брендом. «У нас уже есть опыт [открытия АЗС] в России и Украине. Хотим реализовать такой проект и в Прибалтике», — поделился идеей заместитель генерального директора БНК Сергей Гриб.

Следующим шагом может стать покупка белорусами терминала для перевалки азотных удобрений. В прошлом году появилась информация о том, что ведущий производитель аммиака «Азот Гродно» ведет переговоры о создании совместного предприятия с литовской стивидорной компанией Bega. Теперь в руководстве «Белнефтехима» объявили, что Беларусь может купить терминал в Риге для «Азот Гродно» после завершения его строительства в 2017 году. 

Не зря устами чиновников, включая своего лидера Александра Лукашенко, Беларусь последовательно предлагала «Восточному партнерству» деполитизироваться и перейти скорее в формат экономического сотрудничества, решающего насущные проблемы государства-участников. Белорусские бизнесмены и государственные экспортеры решили этим вплотную и заняться.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров