В ходе подготовки июньского визита Порошенко в Вашингтон команда Петра Алексеевича наверняка обратила внимание на то, что внешняя политика Трампа нацелена на заключение выгодных для американской экономики контрактов. Пытаясь «умаслить» бизнес-окружение Трампа с целью решения внутриполитических задач, ключевая из которых — политическое самосохранение, украинский президент решил лоббировать интересы американской энергетики.
Одним из пунктов программы визита Порошенко в США была встреча с американским министром энергетики Риком Перри. Реализации достигнутых договоренностей долго ждать не пришлось: 31 июля руководство госкомпании «Центрэнерго» (3 ТЭС, обеспечивающие 20% тепловой генерации Украины) в посольстве США на Украине объявило о заключении контракта на поставку 700 тысяч тонн угля антрацитной группы с американской компанией Xcoal Energy and Resources.
Известно, что первые 85 тысяч тонн должны прибыть в порт Южный в начале сентября, а в конце месяца прибудут следующие 120 тысяч тонн.
Наиболее интересный вопрос — цена: тонна угля Украине обойдется в 113 долларов, с учетом логистики стоимость тонны на электростанциях достигнет порядка 150 долларов.
С экономической точки зрения решение об импорте американского угля не выдерживает критики по причине ценового фактора. Для сравнения: «ДТЭК» Рината Ахметова (75% тепловой генерации Украины) импортирует уголь из ЮАР по базовой цене в 84 доллара за тонну, а из собственных шахт в Ростовской области — по 95 долларов за тонну с учетом логистики (хотя, по оценкам ряда экспертов, даже эти цены являются сознательно завышенными ради дальнейшего роста тарифов). В свою очередь, угольные фьючерсы на бирже в Роттердаме по состоянию на 1 августа торговались по 81–83 доллара за тонну.
Наиболее же дешевым является уголь из Донбасса, но уже несколько месяцев действует блокада, инициированная «патриотической общественностью» и поддержанная затем Совбезом.
В нынешних реалиях нельзя исключать и того, что «активисты» заблокируют все восемь железнодорожных веток, соединяющих Украину и Россию. Притом из России по итогам первого полугодия Украина импортировала половину всего угля — на 631 млн долларов.
Но какая может быть речь об экономике, если украинским «верхам», теряющим внешнюю поддержку, необходимо во что бы то ни стало продемонстрировать верность «большому брату» и смыть репутационные пятна, нанесенные вмешательством в избирательную кампанию Трампа? Тем более что «за всё уплочено»: цена американского угля будет заложена в тарифах на электроэнергию для населения (для которого стоимость киловатт и без того за последние 2 года выросла в 4–5 раз) и дряхлеющей промышленности. Хотя куда уж дальше их повышать, если долги в сфере энергетики и ЖКХ достигли рекордных показателей за годы независимости?
Но не углем единым. Порошенко не раз высказывался за расширение эксплуатации на украинских АЭС ядерного топлива американской компании Westinghouse, которым киевские правящие планируют замещать более дешевое и безопасное для украинских атомных блоков топливо российской «ТВЭЛ». 10 июля Госинспекция ядерного регулирования Украины (ГИЯРУ) разрешила загрузку топлива производства Westinghouse, используемого на данный момент на 3 из 15 энергоблоков АЭС, еще на двух блоках Запорожской АЭС (наибольшая по мощности украинская АЭС).
1 августа стало известно, что ГИЯРУ подписала договор о сотрудничестве с Комиссией ядерного регулирования США. Всё идет к тому, что при содействии американцев в Чернобыльской зоне будет построено хранилище ядерных отходов, которые ныне утилизируются «Росатомом». Будет ли реализован данный проект — покажет время, но экологи уже бьют тревогу.
Словом, не прошло и двух месяцев со дня визита Порошенко в США, а американские компании топливно-энергетического комплекса уже могут подсчитывать прибыли.
В принципе лоббирование интересов американцев в украинской энергетике имело место и ранее: наиболее известным случаем является назначение Хантера Байдена, сына бывшего «смотрящего» за Украиной, сразу после Майдана в совет директоров частной газодобывающей компании Вurisma (первая-вторая по объемам добычи газа на Украине среди частников — около 1,5 млрд «кубов» в год), принадлежащей Николаю Злочевскому, министру экологии в правительстве Януковича — Азарова. Но взятые Петром Алексеевичем темпы лоббизма не могут не впечатлять.
Что еще теоретически может заинтересовать американский капитал на Украине? Представляется, следующее:
· лицензии на добычу природного газа, в перспективе — сланцевого;
· поставки СПГ, которые возможно осуществлять с терминала в польском Свиноуйсьце, ведь к 2020 году планируется построить интерконнектор Украина — Польша;
· участие в приватизации «Центрэнерго» и облэнерго (24 июля Фонд госимущества Украины выставил миноритарные пакеты 8 облэнерго на аукцион).
И нет никаких сомнений в том, что киевские власти предержащие ради сохранения теплых кресел отдадут в руки американского капитала всё, что потребует последний.