Страны Балтии продолжают блуждать в поисках утраченного роста. Необходимо обеспечить долгосрочное развитие с ежегодным увеличением внутреннего ВВП на 4–5%, ставят цели политфункционеры. Аналитики между тем раз за разом корректируют актуальные прогнозы в сторону понижения. «Прибалтийские тигры» давно не тигры, а улитки. Улитки, которые не желают осознать, что утраченный экономический рост находится в нормальных межгосударственных отношениях со всеми крупными игроками региона, в том числе и с Россией.
Разговоры о стагнации и спаде в экономике Латвии неуместны, заявил премьер-министр республики Марис Кучинскис. Главная цель остаётся неизменной: необходимо обеспечить долгосрочное развитие государства с ежегодным приростом внутреннего валового продукта (ВВП) на 4–5%, подчеркнул премьер, обращаясь к депутатам Сейма. Это не утопия, если будут точно выполнены задачи, поставленные в правительственной декларации и в плане действий правительства, такие как создание конкурентоспособной среды для предпринимательства, благоприятного инвестиционного климата, развитие стратегических инвестиционных направлений, указал политик.
Красивые сладкие речи, а между тем прогнозы развития Латвии и её прибалтийских соседей корректируются и корректируются в сторону понижения. В сентябре крупнейший из скандинавских банков Swedbank вновь снизил ожидания по росту ВВП стран Балтии. Осеннее обозрение банкиров обещало рост латвийскому народному хозяйству в 2,1% вместо апрельских 3%; эстонскому – в 1,5% вместо 2%, литовскому – в 2,5% вместо 3%. В среднем по трём республикам прогнозы развития урезаны почти на треть.
Ноябрьские оценки Еврокомиссии ещё более пессимистичны: 1,9% для Латвии, 1,1% для Эстонии и 2,0% для Литвы. Заветные 4–5% роста премьера Кучинскиса становятся пустынным миражом – чем ближе к контрольной дате, тем дальше номинальные значения удаляются от целевых показателей политиков-оптимистов.
Латвийское Министерство финансов удивлено. «Торможение темпов прироста ВВП было неожиданным», – указали в Минфине. Самой слабой отраслью латвийской экономики было строительство, где годовой спад достиг 24%. Развитие строительной отрасли тормозится из-за уменьшения освоенных средств структурных фондов ЕС. Нынешнее падение темпов роста в строительстве сравнимо с падением объёма выпуска продукции в период кризиса. Негативная динамика строительства влияет также на сектор операций с недвижимостью, финансовой и страховой деятельности, признаёт Минфин.
Где в этой ситуации искать утраченный рост? В создании конкурентоспособной среды для предпринимательства, о чём рассказывал премьер Кучинскис, обращаясь к Сейму? Видимо, создавая эту самую конкурентоспособную среду, латвийский парламент попытался «поставить крест» на режиме микропредприятий, отменив льготные условия налогообложения для малого бизнеса и сделав ещё один шаг назад от заветных 4–5% роста ВВП. Вовремя подсуетился президент Вейонис, вернув поправки к закону на повторное рассмотрение в парламент.
Задержка освоения фондов ЕС, кризис в строительстве, осторожные траты населения – факторы, сдерживающие латвийскую экономику. Сюда же стоит присовокупить отношения стран Балтии с восточным соседом, санкционное противостояние. Если в 2013 году латвийский экспорт в Россию составлял 1163,1 млн евро, в 2014-м – 1097,5 млн евро, то в 2015 году всего-навсего 836,8 млн евро. За 9 месяцев 2016 года в республике зарегистрировано одно из наиболее существенных среди стран ЕС падений объёмов экспорта (-3%).
Согласно другим расчётам, наиболее потрёпанной «санкционной войной» среди «прибалтийских сестёр» стала Эстония. Согласно данным Женевского института международных отношений и развития, из-за российского эмбарго доля экспорта Эстонии относительно общего объёма торговых поставок за пределы ЕС по итогам 2015 года сократилась на 12,7%, Латвии – на 10,7%, Литвы – на 9,1%.
Ситуацию усугубляет падение транзитных объёмов. Москва направляет грузы в свои порты, поток через Прибалтику мельчает.
За 10 месяцев грузооборот порта Вентспилс снизился на 19,7%, Рижского порта – на 8,8%, порта Лиепая – на 1,6%. Таллинская морская гавань просела на 11,0% и лишь Клайпедский порт за счёт белорусского транзита смог показать трёхпроцентную прибавку.
Объём грузов по инфраструктуре Латвийской железной дороги за 10 месяцев этого года упал на 17%.
Тривиальная истина: хотят прибалты этого или нет, но Россия остаётся их крупнейшим соседом, вражда с которым сдерживает экономический рост балтийских республик. Россия – тот рынок, где товары прибалтийского производителя ценятся; рынок, которому литовцы, эстонцы и латыши за два года санкционного противостояния так и не смогли найти альтернативы; рынок, от которого политфункционеры стран Балтии демонстративно отворачиваются.
А ведь утраченный экономический рост некогда «балтийских тигров» сегодня находится в политической плоскости, в нормальных межгосударственных отношениях со всеми крупными игроками региона, в том числе и с Россией. Учиться выстраивать такие отношения следует у белорусских соседей. Экономика Белоруссии «завязана» на российский рынок теснейшим образом. Минск является для Москвы ближайшим партнёром в экономической, политической и военной сферах, субъектом евразийской интеграции и равной составляющей Союзного государства. Между тем в условиях кризиса в экономике белорусские власти не чураются разговаривать с Западом в попытке диверсифицировать своё народное хозяйство. Белорусский прагматизм – пример для Прибалтийских республик: не закрываться от России, не привязывать себя исключительно к одному, в данном случае европейскому, рынку, но максимально эффективно использовать свою географию и своих соседей.