Министр земледелия Латвии Янис Дуклавс признал, что латвийской экономике не удалось компенсировать потери от российского продовольственного эмбарго. Ранее председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер и премьер-министр Литвы Линас Линкявичюс признали Литву самой пострадавшей от санкций страной Европейского союза и договорились о дополнительных компенсациях литовской молочной отрасли от бюджета ЕС. Прибалтика оказалась неспособна возместить ущерб от санкционной войны с Россией, и теперь прибалтийские лидеры вынуждены подтверждать этот факт официально.
Добиваясь введения экономических санкций против России, политические деятели Литвы, Латвии и Эстонии уверенно говорили, что экономикам их стран санкции не нанесут никакого ущерба. Полтора года действия санкций Евросоюза против России и ответных санкций России против Евросоюза эти деятели заявляли, что война санкций на их странах никак не отражается, а кто говорит иное, тот «российская пропаганда».
В этом году концепцию приходится менять. Невозможно до бесконечности отрицать очевидное, поэтому вредоносность санкций для своих экономик в прибалтийских столицах вынуждены признавать. В январе власти Латвии признали, что введённое Россией продовольственное эмбарго нанесло значительный ущерб экономике страны. Министр экономики Дана Рейзниеце-Озола заявила, что латвийский экспорт в Россию сократился на четверть в рекордно короткие сроки.
В июне латвийское Министерство земледелия объявило, что объявленное Россией продление продовольственного эмбарго нанесёт стране ущерб более чем в 250 миллионов евро. Уже имеющиеся потери латвийской экономики от санкций и контрсанкций к концу прошлого года превысили 200 миллионов евро – Латвия является самой пострадавшей от войны санкций страной Европейского союза. После Литвы.
Летом премьер-министр Литвы Альгирдас Буткявичюс неоднократно бывал в Брюсселе, где выклянчивал у Еврокомиссии дополнительные компенсации литовской молочной отрасли, терпящей убытки от санкций. Литовский премьер и председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер сошлись на том, что Литва является самой пострадавшей от санкций страной ЕС, и поэтому ей нужно выделить больше компенсаций, чем другим членам «европейской семьи». В итоге Литве выделили 13 миллионов евро денежного довольствия сверх уже выделенных ранее средств.
Власти Прибалтики вынуждены расписываться в неспособности своих стран возместить ущерб от санкционной эпопеи, которую сами же эти власти и затеяли.
При этом провалились и громогласные обещания найти для прибалтийской продукции новые рынки и переориентировать экспорт. Если программы по переориентации экспорта работают, то зачем вымаливать в Брюсселе дополнительные компенсации? «Если бы у нас были банкроты, то вы бы об этом услышали. Но тот объём, который экспортировался в Россию, никуда не продаётся. Ни Китай, ни Америка в таких объёмах наши продукты не покупают», – заявил на этой неделе министр земледелия Латвии Янис Дуклавс.
А ведь ещё совсем недавно в Прибалтике говорили, что санкции никак и ни на что не влияют: все рижские шпроты или литовские творожные сырки, которые не продались в России, теперь уплетают за обе щёки китайцы, японцы и колумбийцы. Видимо, дальше строить при плохой игре хорошую мину уже невозможно.
Примечательно и то, какие страны латвийский министр земледелия назвал как те самые вожделенные новые рынки, которые отдельным экспортёрам всё-таки удалось найти в качестве частичной замены экспорту в Россию. Это Казахстан и Беларусь, то есть страны Евразийского экономического союза, которые выбрали для своего будущего развития общий интеграционный проект с Россией.
Но ведь Прибалтика относится к евразийской интеграции с ужасом, убеждает западных союзников, что евразийский проект – это проявление имперских амбиций России и Путин таким способом восстанавливает Советский Союз, вследствие чего США и ЕС не должны иметь с ЕАЭС никаких дел и даже признавать его существование.
При этом даже частичное возмещение ущерба от уничтожения экономических связей с Россией не выпрашиванием дотаций, а реальной переориентацией экспорта Прибалтике удаётся получить только на востоке – новые рынки для её продукции находятся не в Северной Африке и Южной Америке, а в странах ЕАЭС. Того самого ЕАЭС, с которым политики и дипломаты Прибалтики борются на международной арене.
Если их борьба будет успешной и они добьются разрушения интеграционных связей России с Беларусью, Казахстаном или Арменией или активизации на Западе кампании против евразийского проекта, то их политика в очередной раз ударит по ним же самим. Казахстан или Беларусь введут против Литвы или Латвии санкции так же, как ввела их Россия, и на этом закончится красивая сказка про новые рынки.
Впрочем, у прибалтийских деятелей политика никогда не сходится с экономикой, поэтому борьбой с Евразийским экономическим союзом они, безусловно, продолжат заниматься, радуясь при этом тому, что отдельные их предприятия смогли освоить в качестве рынка экспорта Беларусь. Чего от них ещё ждать, если уже после признания потерь, понесённых их экономиками от санкций, лидеры Литвы, Латвии и Эстонии уверенно требуют и дальше продлевать эти санкции и расширять?