Страны Балтии по-прежнему плетутся в хвосте Евросоюза по всем показателям социально-экономического развития. Это признаёт сам Евросоюз, неизменно размещающий Литву, Латвию и Эстонию в самом низу рейтинга конкурентоспособности европейских регионов. Выравнивания в развитии Прибалтики и остальной Европы не происходит: страны Балтии всё так же не дотягивают до средних показателей по ЕС.
Европейская комиссия каждые три года публикует «Индекс региональной конкурентоспособности», в котором различные регионы ЕС сравниваются по 11 базовым параметрам экономического и социального развития. Все пока еще 28 стран Европейского союза делятся аналитиками Еврокомиссии на 263 региона, которые сопоставляются по показателям эффективности публичных институтов, состояния инфраструктуры, школьного образования, высшего образования, простоты ведения бизнеса, распространению инноваций, уровню развития медицины и прочим.
Последний «Индекс региональной конкурентоспособности» был опубликован Еврокомиссией в феврале этого года. Самыми конкурентоспособными регионами ЕС признаны Лондонская агломерация, графства Южной Англии (Беркшир, Бакингемшир, Оксфордшир), а также голландский Утрехт, шведский Стокгольм и французский Иль-де Франс. То есть столичные агломерации богатейших стран Западной и Северной Европы и примыкающие к ним регионы.
В десятку самых неконкурентоспособных предсказуемо входят регионы самых проблемных стран ЕС: Северо-Западная Болгария, Юго-Восточная Румыния, греческий Пелопоннес. На последнем 263‑м месте находится Французская Гвиана — заморский департамент Пятой республики в Латинской Америке.
Страны Балтии, выделяемые аналитиками Еврокомиссии в отдельные регионы, стремятся в самую нижнюю часть рейтинга конкурентоспособности, замыкая собой вторую сотню европейских регионов.
Страны Балтии стремятся в самую нижнюю часть рейтинга конкурентоспособности
Средний индекс конкурентоспособности по Евросоюзу, выводящийся как среднее арифметическое из показателей Утрехта, Люксембурга, графства Хемпшир и прочих, разбавленных показателями Валахии, Французской Гвианы, северной Греции и иных экзотических мест, составляет 55 баллов.
При этом Литва как отдельный регион получает от Еврокомиссии 34 балла и занимает в конечном зачете 194‑е место. Кроме того, у Литвы при сравнении с 15 европейскими регионами со схожими показателями ВВП худшие оценки по простоте ведения бизнеса (243‑е место), состоянию инфраструктуры (227‑е место) и развитию системы здравоохранения (259‑е место). Так что из трех стран Прибалтики положение с региональной конкурентоспособностью у Литовской Республики хуже всех.
Впрочем, у Латвии дела с конкурентоспособностью обстоят не намного лучше, чем у Литвы, –— 35 баллов и 191‑е место из 263‑х. Заметно лучше ситуация в Эстонии — 54 балла и 141‑е место. Но и Эстония не дотягивает до среднего европейского уровня.
Евросоюз в очередной раз признаёт, что страны Балтии плетутся в самом хвосте социально-экономического развития Европы и их отставание от западноевропейских и Скандинавских стран за время членства в ЕС не исчезает и не сокращается.
Ровно год назад Еврокомиссия традиционно опубликовала анализ экономических вызовов для каждой из стран — членов ЕС. Страны Балтии в этом документе были подвергнуты брюссельскими функционерами резкой критике за недопустимо низкий для Европейского союза уровень жизни и нежелание прибалтийских властей как-то менять ситуацию и проводить экономические реформы.
Недовольство Брюсселя была вынуждена признать даже президент Литвы Даля Грибаускайте. «Такая оценка Комиссии показывает, что Литва за прошедшие годы практически не достигла никакого прогресса. Замечания по поводу пробуксовывающих реформ или по поводу того, что они не проводятся, повторяются который год. Это очень резкий призыв подтянуться», — заявила тогда Грибаускайте.
Однако призыв подтянуться и обратить внимание на трагичную социально-экономическую ситуацию не был услышан ни в Литве, ни в Латвии с Эстонией. Вместо этого руководство Латвии, например, под занавес прошлого года сообщило о подготовке непопулярных мер в социальной сфере. В трех Прибалтийских республиках власти по-прежнему интересуются увеличением военных расходов, заманиванием к себе американских солдат, увеличением финансирования спецслужб и геополитическими играми.
Такое пренебрежение к экономике и населению закономерно приводит к ускоряющейся эвакуации последнего из Прибалтики. Латвия и особенно Литва в последние два года бьют все европейские и свои собственные рекорды депопуляции. Из Литвы, в соответствии с официальной статистикой, за первые шесть месяцев прошлого года уехало почти на четверть больше людей, чем в первой половине позапрошлого, а за первый месяц нынешнего года втрое (втрое!) больше, чем за первый месяц предыдущего.
О какой региональной конкурентоспособности Прибалтики в Европе в перспективе можно говорить, если население этого региона разбегается по Европе со спринтерской скоростью?
Прибалтика неконкурентоспособна — у нее нет будущего и нет перспектив. Об этом в своих аналитических отчетах говорит тот же Евросоюз. Два года назад Eurostat опубликовал долгосрочный демографический прогноз для Европейского союза в целом и каждой из стран ЕС по отдельности. Согласно этому опросу, Литва и Латвия в ближайшие десятилетия будут абсолютными европейскими чемпионами по вымиранию. Латвия потеряет 31%, Литва — 38% населения.
Что говорить после этих цифр о конкурентоспособности. Конкуренция уже проиграна — окончательно и бесповоротно. Ведь в либеральном Западном мире с его открытыми границами, общими правилами, глобальной экономикой и прочим конкурирует между собой не только бизнес. Конкурируют и государства, однако конкурируют они не за территории и географические объекты, как было еще 100 лет назад, а за людей и их труд. За четверть века в глобальном мире Прибалтика эту конкуренцию проиграла.